Недостатки звукообразования

Недостатки в вокале

 

В статье об эталонном звуке мы разобрались, какими характеристиками должен обладать профессиональный качественный звук. Поговорим подробнее о том, каких недостатков в звучании нужно избегать и что делать, если они имеются. Приводим ниже выдержку из книги В. Мордвинова «Практика основной работы по постановке голоса»:

«Один из больших недостатков — качание голоса, тремоло или дрожь. Качание голоса в лице широких волнообразных колебаний обычно происходит от неумения пользоваться дыханием и постепенно, путем нормальных занятий голосом, исправляется. Причина такой дрожи в недостаточном прикрытии звука или в перегрузке гортани слишком громким, длительным до утомления пением, криком, пением слишком высоких нот и т. д., то есть в переутомлении голосового аппарата, в результате чего нарушается нормальное состояние гортани и окружающей ее мускулатуры, которая делается недостаточно устойчивой.
Каждое движение гортани отражается на ровности звука, в смысле выдержанности точной высоты определенного тона. В сильно тремолирующем голосе иногда звучит не та нота, которую нужно спеть, или, вместе с основной, соседняя, которая быстро чередуется с первой и создает род своеобразной, неправильной, плохой трели.
Для певцов с сильно заметным тремоло борьба с этим недостатком очень трудна, длительна и не всегда успешна, поэтому работать над ним надо ежедневно.

Portrait of opera singer

Гнусавые и носовые звуки обычно получаются при дряблости небной занавески. Если у ученика получаются подобные звуки, надо заставить его петь на А с широко раскрытым ртом, проверяя, сокращается ли его небная занавеска или же висит, касаясь большого языка. При гласном У мягкое небо больше всего сокращается, поэтому полезно начать упражнения на этот гласный.
Даже когда гнусавость будет считаться исправленной, не следует забывать, что привычный недостаток может снова возродиться, если не продолжать петь те упражнения, при которых он был уничтожен.

Горловой звук получается главным образом у мужчин, и особенно у теноров, от неправильного, чрезмерно высокого положения гортани: у неумелого тенора, старающегося петь верхи, или у баса, который старается «выжать» несуществующие нижние ноты. Иногда причина заключается в давлении корня языка на гортань.
Причина устанавливается изучением положении гортани при пении и наблюдением за тем, как ученик держит свой язык при пении на А. Для освобождения гортани от давления на нее внешней мускулатуры помогает легкое пение на У, — скорее «выдувание», и легкое, на пиано, «мычание», — пение с закрытым ртом на нижних нотах.
При сильно зажатом звуке и несвободной гортани помогает пение упражнений с придыхательной атакой: звук начинается на ХА, и притом таким образом, будто певец старается не петь, а выдыхать находящийся в легких воздух, постепенно включая в этот выдох голос.»

В. Мордвинов. Практика основной работы по постановке голоса. (Москва, Ленинград, 1948 г.)

Поделиться ссылкой: