Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

Что делать при кризисе

Как исправить вокалКаждый вокалист в своей творческой жизни может столкнуться с кризисом. Что делать, когда петь становится трудно, техника словно куда-то потерялась, наработались зажимы? На самом деле, не
нужно паниковать, лучше успокоиться, остановиться и внимательно устранить наработанные ошибки.

Мышечная память в вокальной технике может стать палкой о двух концах. С одной стороны, она помогает запомнить и наработать верную технику, с другой стороны, она легко запомнит и неправильные приемы. Большому риску подвергаются те певцы, которые очень восприимчивы к чужому пению (часто неправильному). Почему желательно слушать только великих признанных певцов? Потому что при прослушивании пения голосовые связки и даже весь аппарат работают как бы в беззвучном режиме. По этой же причине лучше не слушать музыку и не читать книги в больном состоянии, ведь связки при этом работают. Нередки так же случаи, когда не очень опытный певец выходит на сцену и оказывается сбит с толку коллегами, которые могут петь неидеально. Любое пение на горле, например, перенимается очень легко. Так же достаточно пару занятий допустить у себя неправильные приемы, и они очень точно запомнятся. По той же причине нежелательно петь старые произведения, которые были впеты неверными приемами. Даже если вы исправили свою технику впоследствии, все старые ошибки появятся сразу. Итак, что делать, если по какой-то из причин техника дала сбой?

Прежде всего не паникуйте. Все можно исправить. Если ситуация не очень тяжелая, то хорошо бы пойти к знающему педагогу и провести настройку инструмента. Несколько занятий под руководством хорошего мастера, и проблем как не бывало.

Если нет возможности позаниматься с педагогом, можно исправить все самостоятельно, но строго себя контролируя. При этом необходимо обращать внимание не на звук, а на мышцы. Нужно четко ощущать, не напрягается ли шея, плечи, нижняя челюсть, нет ли гримас на лице, не зажато ли дыхание. Это глубокая обратная связь со своим телом, которой хорошо бы научиться. В идеале нужно сразу же замечать любое напряжение. Итак, нужно уединиться в помещении с фортепиано. Желательно быть в благоприятном расположении духа, чтобы никто и ничто не отвлекало. Убираем все текущие произведения, программы. Сейчас нужно взять что-то простейшее и удобное. Хорошо, если произведение будет вам нравиться. Беспроигрышный вариант — старинная итальянская ария. Самые полезные композиторы: Скарлатти, Вивальди, Бонончини, Каччини, Глюк, Кальдара, Чимароза, Перголези, Паизиелло, несложный Гендель. Нужно выбрать понравившееся произведение, которое по силам и несложное, и выучить про себя, не впевая пока.

Далее нужно потихоньку распеться, то есть не надо идти на крайние верхние ноты, петь арпеджио и пр. Помычать, пропеть на «А» простые упражнения вроде до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. При этом замечать напряжения в мышцах и снимать их. Потом встать ровно, подышать животом, ощутить диафрагму, живот должен быть мягким (никогда не качайте пресс!!!) Плечи мягко расправить. Ослабить нижнюю челюсть, она должна ощущаться как в мешочке, мягкая. Зубы не сжаты. Язык спокойно лежит. Дальше берем первую строчку из выученной старинной арии. Важно обязательно начинать звук в маске. Должен ощущаться маленький звоночек в этой области. И начинаем петь в маске, ведя звук дыханием. Слова произносить вяло, сейчас не в дикции дело. Важно абсолютно расслабить шею и челюсть. В этой области не должно ощущаться ровным счетом ничего. С первого раза скорее всего не получится, особенно если зажимы хорошо запомнились. Не паникуем, продолжаем мягко и медленно искать свободу мышц. Не надо петь произведение в нужном темпе, лучше сильно замедлить. Нужно соединить две точки — маска и диафрагма. Звук должен вестись только дыханием, без содействия горла. Не надо поддавливать или создавать искусственное вибрато. Пусть звук будет маленький и прямой, это неважно, уши отключаем, слушаем только свое тело и стараемся найти свободу шеи и челюсти.

Далее, когда будет поймано ощущение свободы, соединение опоры и маски, важно не кидаться во все тяжкие. Посадите себя на вокальную диету. Петь только несложное, плохих певцов не слушать, очень медленно и постоянно нарабатывать ощущение свободы и хорошего дыхания. Как только будете уверены в свободе мышц, можно взять попеть вокализы Ваккаи. Петь все так же свободно, на дикцию не обращать внимания. В первых шести-семи вокализах Ваккаи даны базовые сложности. Потом постепенно, когда зажимы спадут, можно слезать с диеты и петь что-то сложнее. Но будьте внимательны, не возвращайтесь к зажимам.

Вообще, раньше существовала правильная практика после сезона пойти к своему маэстро и настроить аппарат. У певцов нет возможности петь только удобные произведения, приходится иногда спеть что-то «для концерта», не совсем для своего типа голоса, произведения современных композиторов и пр. Поэтому важно иногда устроить себе профилактику, попеть старинные итальянские арии и почистить технику.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять