Как опустить гортань при пении? | Опера и вокал
Опера и вокал

Гортань при пении

Как опускать гортань при пении?

Многие начинающие вокалисты беспокоятся о положении своей гортани в пении. Действительно, если почитать разные книги, то в одних будет написано об обязательном для всех голосов низком положении гортани, в других – о том, что думать во время пения о гортани категорически запрещено, в третьих – что  у каждого типа голоса свое положение. Кто прав? Как ни странно, все.Гортань при пении

Нетрудно заметить, наблюдая за многими оперными певцами или за пародистами, их изображающими, что они опускают гортань. У мужчин это проглядывается лучше, так как у них есть адамово яблоко – кадык. Положите пальцы на кадык и глотните, вы почувствуете, как он поднимается, а теперь зевните – он опустится. Так вот, оперное пение предполагает «зевок», то есть раскрытие не столько рта, сколько внутренней части рта – глотки, проще говоря, а так же поднятия мягкого неба. Как говорила Елена Образцова, рот надо открывать не чемоданом, а коброй. Это именно об открытии задней части ротовой полости, а не о «разевании» рта.

Теперь встает вопрос о степени опускания гортани. Можно насильно опустить ее так, что вся шея будет напряжена, и это не пойдет звуку на пользу. Он станет блеклым, тусклым, глухим и звучащим в затылке. Гортань должна быть скорее расслаблена, чем насильно опущена. На первых порах обучения, пока горло еще не очень эластичное, сделать это не так легко, но со временем этот навык вырабатывается.

Правы и те, кто говорит, что ставить какие-то эксперименты над своей гортанью во время пения опасно. Помните «ото лба до живота лишь провал и пустота»? Нужно ощущать опору, живот, и маску, резонатор. В горле никаких ощущений быть не должно. Опять же, гортань должна быть расслаблена, никакие внешние мышцы не могут быть задействованы, чтобы не мешать голосовым связкам делать свою работу. То есть необходимое пространство в горле создается мягким открытием, расслаблением.

Легче всего подключить воображение и представить свой «рупор». Это наша «вокальная труба» от трахеи до губ. И на всем протяжении этой трубы не должно быть никаких зажимов ни на уровне связок, ни на уровне корня языка, ни во рту, ни в губах.

И последнее. Практически все труды по вокалу советуют низким голосам низкое положение гортани, а высоким – высокое. И басы сами говорят о том, как низко они опускают гортань. А как быть тенорам или колоратурным сопрано? Пишут, что их гортань имеет намного более высокое положение, чем у низких голосов. Но все же низкое? Что же делать?

Ответ прост: идти от звука и от расслабления. Не надо думать о каком-то едином правильном положении гортани во время пения, так вы только наработаете себе зажимы. Расслабьте горло и ничего с ним больше не делайте, просто пойте. Как ни странно, когда вы найдете наиболее правильный, красивый, близкий к эталону звук, ваша гортань сама встанет туда, куда нужно. Не думайте об этом специально.

Если же вас интересует вопрос – должна ли гортань быть опущенной во время пения, — то да, в оперном пении должна. Но не насильно, внешними мышцами, а за счет МЯГКОГО зевка.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять