Фразировка

Искусство фразировки в вокале

 

Слушатель и певецСлучается так, что внимательный слушатель удивляется: поёт исполнитель хорошо, тембр голоса приятный, диапазон полный, дикция четкая, интонация чистая, а чего-то не хватает или даже режет слух. Может быть, нет отдачи с художественной стороны? И да, и нет. Певец может исполнять произведения эмоционально, с чувством, но слушателю все равно будет что-то мешать. В этом случае скорее всего будет виновата неправильная фразировка.
Ф. И. Шаляпин сказал, что петь надо так, как говоришь. Что Федор Иванович имел ввиду? Явно не то, что необходимо петь, чеканя и отделяя каждое слово, забывая о мелодии и легато. Вы когда-нибудь замечали, как льется речь у некоторых людей? Каждое предложение их осмысленно, имеет развитие, кульминацию, главные по смыслу слова и постепенное угасание. Музыкальная речь строится по тому же принципу. Когда у певца каждая музыкальная фраза спета со смыслом, выразительно, как в правильной живой речи (под словом правильная будем понимать литературный язык, а не современную повседневную речь), тогда говорят, что у него верная фразировка. Научиться ей сложно, но при должной тренировке можно достигнуть больших успехов. Разберемся в этом вопросе подробнее.
Во-первых, вокальная речь в любом случае предполагает плавность, легато. Поэтому в каждой фразе последние согласные в слоге присоедияем к следующему слогу. Например: не «Мой-кос-тер-в-ту-ма-не-све-тит…», а «Мо-йко-сте-рвту-ма-не-све-ти-т».
Во вторых, каждая музыкальная фраза должна куда-то стремиться, к какому-то слову. И не всегда это слово приходится на самую высокую ноту во фразе. Кроме этого, мелодия имеет свой ритмический рисунок и чередование сильных и слабых долей в такте, которые обязательно надо учитывать, идя к кульминации во фразе.
В-третьих, не надо забывать о соотношении фраз между собой. Все-таки есть фразы второстепенные и главные, не нужно каждой придавать большой вес.
В-четвёртых, нельзя петь по слогам.У некоторых исполнителей это прямо бросается в глаза, то есть в уши. Они поют так, словно у них над каждой нотой стоит маркато. Пойте словами, а не слогами, а ещё лучше, предложениями, а не словами. Поначалу это будет сложно, но постепенно войдёт в привычку.
В-пятых, ослабляйте окончания фраз. Пользуйтесь теми подсказками, которые оставил композитор (обозначения форте, пиано, вилки).

Актер Ну что, пошла кругом голова? Хорошо, сделаем проще (или сложнее?). Возьмите лист с текстом произведения в руки, с одним текстом, без нот. Выразительно вслух прочитайте его, будто вы актёр. Вы сразу заметите разницу. Для большей наглядности, запишите на диктофон, как вы поёте тот же текст, а потом, как читаете. Только читайте, понимая, о чем говорите. Как завещал Станиславский, сделайте слова автора или героя своими. Это очень сложно, но возможно. А теперь, после прочтения пойте.

Искусство фразировки очень сложное, приходит только с опытом и тяжёлой работой. Конечно, оно не исчерпывается описанными выше пунктами, но начать можно и с них. И последний совет: больше слушайте великих певцов, слушайте и анализируйте. В их записях вы услышите и правильную фразировку.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ссылкой с друзьями: