Певческий звук
Каким должен быть эталонный звук?
Учась петь, нужно принимать во внимание свои индивидуальные особенности. Все люди разные, нет двух одинаковых «певческих аппаратов». Мы уже затрагивали эту тему в статье о правилах вокала. Есть некие проверенные технические правила, которые служат основой, но применять их надо строго индивидуально, пропуская через себя и адаптируя к себе. Единственным верным ориентиром в этом вопросе служит певческий звук. Эталонный звук – это цель, к которой надо стремиться и которую нужно всегда удерживать в своем сознании. Г. М. Коган пишет об этом в самом начале своей книги «У врат мастерства» (рекомендуем почитать, можно найти в интернете). Автор обращается к студентам пианистам, но для певца это так же верно. Он говорит:
«Смотри в цель – таково первое правило при всякой работе, первая предпосылка успеха в ней. Применительно к фортепианной игре это означает: слушай мысленно ту музыку, которую собираешься исполнить, представляй себе то звучание, какое хочешь извлечь».
В этой же главе Коган приводит высказывание профессора Корнилова:
«Новички обычно сосредотачивают свое внимание на своих собственных действиях, а не на объекте своей работы. Начинающий играть на рояле сосредоточивается почти всецело на движениях своих пальцев, что чрезвычайно тормозит выработку навыка».
Что это значит применительно к вокалу? «Сосредотачивать свое внимание на собственных действиях» — это сверх меры задумываться о физиологии, вплоть до того, какая мышца куда должна двигаться (в этом плане будьте осторожнее с книгами Дмитриева и Юссона;). А «объектом работы» является эталонный звук, а в дальнейшем художественный образ и соответствие образа и тембра. Иными словами, необходимо ясно представлять себе звучание, которое хочешь извлечь. Тогда это представление дает команду нервной системе, и весь организм подстраивается для произведения нужного звука. Самый главный контролер в этом деле – педагог с острым вокальным слухом.
Образцы эталонного звука нам дает наша фантазия и воображение. Они в свою очередь питаются теми впечатлениями, которые мы когда-то получили, слушая хороших певцов. Поэтому очень важно слушать профессиональных исполнителей, желательно с вашим типом голоса. Кроме этого, ознакомьтесь с перечнем основных характеристик правильного и неправильного звука:
Правильный звук | Неправильный звук |
Яркий
Чистый Мягкий, бархатистый Приятный для слушателя Звонкий Близкий Резонирующий в маске Чисто интонирующий Округлый С вибрато В верхней позиции | Тусклый
С шипящими призвуками Резкий Неприятный для слушателя Глухой Заглубленный Гнусавый Не чисто интонирующий Плоский Без вибрато Горловой, низкая позиция |