Cover-Castrati

Певцы-кастраты

Долгое время в опере господствовали певцы-кастраты. Первые упоминания о них появляются в 1562 году. Дело в том, что женщинам в те времена не разрешалось петь в церкви и на любой сцене, а исполнять высокие по тесситуре произведения было необходимо. Так, певцы-кастраты в течение трех столетий участвовали в церковных службах. С появлением оперы у таких певцов появилась возможность добиться славы и богатства на сцене театра.

Специальной операции подвергались вокально одаренные мальчики до ломки голоса. Конечно, это было незаконно, в обход официального запрета. Около 20% мальчиков при этом погибали. Часто родители отдавали сына на такую операцию, доказывая, что она необходима по медицинским показаниям, чтобы потом разбогатеть за счет своего прославившегося чада. Кастрация была окончательно запрещена в 1870 году. Печальная правда состоит в том, что операция не давала гарантии, что мальчик добьется успеха или вообще сможет хорошо петь после нее. Операции подвергались тысячи мальчиков, и только единицам удавалось прославиться. Голос кастрата оставался высоким, женоподобным, в чем-то даже ангельским, а объем легких у повзрослевшего юноши в сочетании с узкой голосовой щелью ребенка подразумевал продолжительное певческое дыхание, позволявшее петь целые нотные страницы без вздохов, а так же полетный, сильный и чувственный женский тембр. Голоса кастратов были сопрано или контральто.

Кастрат Фаринелли
Карло Броски, он же Фаринелли (1705-1782), один из самых известных певцов-кастратов

История знает наиболее выдающихся певцов-кастратов: Каффарелли, Фаринелли, Пакьяротти, Сенезино, Карестини и других. Певцы-кастраты славились своим весьма эксцентричным поведением и были окружены лестью и слухами. С их именами связано много любовных историй, они привлекали интерес как дам, так и кавалеров. Подробнее об интересных, нелепых, смешных и драматичных случаях из жизни кастратов рассказано в книге Патрика Барбье «История кастратов» (ее легко найти в интернете).

Для оперы вся эта история имела печальные последствия. Дело в том, что певцы стали гнаться только за виртуозностью. Опера стала набором арий, выгодно показывавших голос кастрата. Между ариями публика могла вовсе не обращать внимания на сцену. Арии имели форму da capo: первая часть, в которой передается какое-либо чувство персонажа, контрастная средняя часть, в которой герой размышляет над своей ситуацией и делает вывод, и повторение первой части с обязательными украшениями мелодии. И свое искусство певец демонстрировал как раз в третьей части. Завершалась ария обязательной виртуозной каденцией. Нетрудно догадаться, что такая ария не развивала сюжетную часть, а только описывала чувства персонажа. Позже, популярность кастратов стала угасать, опера и сюжеты менялись, условности оперы 18 века ушли в прошлое, женские партии исполнялись женщинами, музыка поменялась, и кастратам просто не оставалось места на сцене. В настоящее время партии, написанные для кастратов, исполняются женщинами или контратенорами. Однако, в церкви пение кастратов можно было услышать до начала 20 века.

Книги по теме:

Мы не можем наверняка знать, как звучали голоса таких певцов на пике их популярности, остались только письменные свидетельства, но до нас дошли записи последнего из кастратов Алессандро Морески (умер в 1922 году).

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять