Понсель о вокальном искусстве

Роза Понсель о вокале. Часть вторая.

О регистрах певческого голоса

«Хотя существуют некоторые разногласия по поводу количества и видов регистров в певческом голосе, я всегда считала правильным разделять голос на «грудь» и «голова». В различных участках диапазона может быть подчеркнут звук головы или груди. Но использовать грудной голос нужно осторожно, особенно в отношении того, насколько высоко он переносится в среднюю и верхнюю части диапазона.

Искушение проистекает из желания увеличить громкость или изменить окраску нижнего участка голоса. В ряде опер есть определенные отрывки, где использование грудного голоса может быть особенно заманчивым (например, в «Кармен» и «Андреа Шенье»). Как я думаю, мои записи показывают, что у моего пения не было проблем с грудными тонами. Если не быть осторожным, эти тона могут сфокусироваться в горле, а не в голове. Когда это происходит, ровное выстраивание голоса будет потеряно. Поначалу потеря может быть кратковременной, но со временем будет нанесен реальный ущерб. Я смогла избежать этих проблем, потому что знала, как сосредоточить свои грудные тоны в голове.»

Понсель в партии Кармен
Роза Понсель в партии Кармен

Об округлении голоса

«Все, что я знаю, это то, что примерно с четырнадцати лет у меня был полностью округлый, похожий на оперный голос. Сколько я себя помню, у меня никогда не было того, что я бы назвала «девичьим голосом» — легкого, хриплого, высокого тона, который мы обычно ассоциируем с маленькими детьми. Мой певческий голос всегда был большим и округлым, и даже будучи подростком, я могла петь почти на три октавы. Я никогда не припомню ни малейших проблем с повышением или понижением тона где-либо в этих октавах.

Но я не была «идеальной» певицей — и именно здесь я многому научилась у Нино Романи. Несмотря на то, что у меня был от природы поставленный голос, у меня была склонность неправильно петь очень высокие ноты (Си или высокое ре-бемоль). Поскольку я была по сути неподготовленной (у меня никогда до этого не было настоящих уроков вокала), я, как правило, пела высокие тона слишком ярко, не зная, как их «прикрыть».

Нино, который работал в Европе с Риккардо Страччари и Титта Руффо и который досконально разбирался в голосе, разработал простой набор упражнений, которые помогли мне «прикрыть» мои высокие тона. Он просил меня спеть ноту в середине моего голоса, а затем заставлял меня петь бессмысленные слоги «ма-ме-ми-мо-му», пока я держала ноту. Эти гласные звуки, объяснил он, были теми, которые помогали «сфокусировать» голос. Затем он заставлял меня использовать такие фразы, как «deh vieni«, или, может быть, отдельные слова, такие как «amore«, в арпеджио, в конечном итоге доводя до верхов. Нино никогда не заставлял делать много таких упражнений. Часто я делала их в душе, иногда на поле для гольфа или даже во время купания на пляже. К концу лета 1918 года верхняя часть моего голоса звучала точно так же, как средняя и нижняя, и я была готова к испытаниям своими первыми ролями.

«Держи горло квадратным«, — Карузо научил меня этому. «Он немного растягивал заднюю часть горла, чтобы оно оставалось открытым сзади и расслабленным. Это похоже на квадрат, но только на высоких нотах. Мягкое нёбо высокое, а задняя часть языка плоская. Это и есть квадрат.»

«Я пела на «му» в нижнем регистре…чистое «му» … затем постепенно переходила на «ма», — сказала Роза, и было очевидно, что это чистое итальянское «а», а не британское «а», используемое во французском, немецком или русском языках. «Всегда круглый звук«, — добавила Роза. «И не позволяйте верхам ускользнуть от вас с высокой «тесситурой». Это низкое, округлое ощущение, как на «у», и все гласные основаны на нем…. Квадратное горло. Я начинала со звука «м» и расслабленного горла. Когда я не могла добиться хорошего «а» как на «у», я работала над этим, пока не добивалась.»

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять