Характеристики эталонного звука

Каким должен быть правильный звук

 

Учась петь, нужно принимать во внимание свои индивидуальные особенности. Все люди разные, нет двух одинаковых «певческих аппаратов». Мы уже затрагивали эту тему в статье о вокальных догмах. Есть некие проверенные технические правила, которые служат основой, но применять их надо строго индивидуально, пропуская через себя и адаптируя к себе. Единственным верным ориентиром в этом вопросе служит певческий звук. Эталонный звук – это цель, к которой надо стремиться и которую нужно всегда удерживать в своем сознании. Г. М. Коган пишет об этом в самом начале своей книги «У врат мастерства» (рекомендуем почитать, можно найти в интернете). Автор обращается к студентам пианистам, но для певца это так же верно. Он говорит:

«Смотри в цель – таково первое правило при всякой работе, первая предпосылка успеха в ней. Применительно к фортепианной игре это означает: слушай мысленно ту музыку, которую собираешься исполнить, представляй себе то звучание, какое хочешь извлечь».

В этой же главе Коган приводит высказывание профессора Корнилова:

«Новички обычно сосредотачивают свое внимание на своих собственных действиях, а не на объекте своей работы. Начинающий играть на рояле сосредоточивается почти всецело на движениях своих пальцев, что чрезвычайно тормозит выработку навыка».

Звуковая волнаЧто это значит применительно к вокалу? «Сосредотачивать свое внимание на собственных действиях»  — это сверх меры задумываться о физиологии, вплоть до того, какая мышца куда должна двигаться (в этом плане будьте осторожнее с книгами Дмитриева и Юссона;). А «объектом работы» является эталонный звук, а в дальнейшем художественный образ и соответствие образа и тембра. Иными словами, необходимо ясно представлять себе звучание, которое хочешь извлечь. Тогда это представление дает команду нервной системе, и весь организм подстраивается для произведения нужного звука.  Самый главный контролер в этом деле – педагог с острым вокальным слухом.

Образцы эталонного звука нам дает наша фантазия и воображение. Они в свою очередь питаются теми впечатлениями, которые мы когда-то получили, слушая хороших певцов. Поэтому очень важно слушать профессиональных исполнителей, желательно с вашим типом голоса. Если не знаете, кого слушать, начните искать по списку. Кроме этого, ознакомьтесь с перечнем основных  характеристик правильного и неправильного звука:

Правильный звук Неправильный звук
Яркий

Чистый

Мягкий, бархатистый

Приятный для слушателя

Звонкий

Близкий

Резонирующий в маске

Чисто интонирующий

Округлый

С вибрато

В верхней позиции

Тусклый

С шипящими призвуками

Резкий

Неприятный для слушателя

Глухой

Заглубленный

Гнусавый

Не чисто интонирующий

Плоский

Без вибрато

Горловой, низкая позиция

Пожалуйста, расскажите о статье друзьям: