Вокальные приемы-хитрости | Опера и вокал
Опера и вокал

Противоречия в пении

Как в вокале идти от противного?

Вокальные приемы

У каждого певца в техническом плане есть текущая цель. Кто-то хочет улучшить верхние ноты, кто-то развить грудное звучание, кто-то мощность голоса… Однако работа в направлении цели не всегда ведет к ее достижению, иногда нужно идти в противоположную сторону. Для этого есть маленькие хитрости —  вокальные приёмы. 

Случай первый – верхние ноты

Допустим, вам нужны верхние ноты. Если вы будете весь урок «пробовать» до третьей октавы или гонять туда-сюда арпеджио, вы просто утомите голос. На самом деле, ключ к верхам лежит внизу. У многих начинающих певцов при ходе наверх задирается или слегка поджимается гортань. Это нормально, как защитная реакция организма. Нота в таком случае даже получится, но сдавленная, не полноценная. Теперь спуститесь на самый низ диапазона. Гортань сама расслабится и опустится. Это ощущение необходимо запомнить и применить сначала на центре, а потом и наверху диапазона. Дальше включится мышечная память и все будет происходить на автомате.

Как это еще можно применить на практике? Допустим, вы учите арию, а там сложная каденция или просто тесситурно неудобное место. Не надо его учить, пропевая, как в нотах. Просто учите в октаву, опять же с расслабленной гортанью, а потом переносите наверх.

Случай второй – грудной резонатор

Допустим, вам нужен сильный грудной голос, чтобы облагородить тембр или добиться нужной краски в романсе. Если вы начнете петь только грудью и «вдавливать» голос в нижний резонатор, то он станет тяжеловесным, громоздким и трудно управляемым. Велик риск вовсе посадить звук на горло. Развивайте головное звучание, чтобы голос в полном объеме мог достичь головы, не встречая препятствий в виде зажимов в горле, во рту, в носе. И с тем же объемом и головным звоном вы легко спуститесь вниз. На самом деле на протяжении всего диапазона в звуке присутствуют и грудь, и голова, только в разном соотношении. Так вот внизу звон не должен уходить, у вас не должно быть глухого широкого звука, как будто из затылка. Всё равно близко, звонко, полно и с расслабленной гортанью, тогда и грудное звучание спокойно включится.

Случай третий – легато

Допустим, вам не хватает легато на длинных фразах. Легато – это прекрасный навык, это ведение фразы, выразительность и прочее. Но если вы начнете «возить» звуком, то получите смазанную интонацию, вялую дикцию и обилие лишних портаменто. Идите от обратного: спойте нужную фразу на стаккато. Во-первых, оно снимет накопившееся напряжение со всего аппарата, так как стаккато – это лёгкий прием (не путать с тяжелыми стаккато, маркато). Здесь не может быть перегруза с дыханием. Во-вторых, на стаккато вы не успеете излишне проконтролировать звук и испортить его. Вы только запомните каждую ноту, как ступеньку позиционно и интонационно, и соедините на легато. Можно даже таким образом облегчать высокую ноту. Не тянуть ее изо всех сил на «а________», а разбить на мелкие ноты и петь «а-а-а-а-а-а-а-а»… Многие педагоги заставляют петь целые арии только на стаккато на звук а. Это действительно помогает. Только проследите, что вы точно не тянете звук, а снимаете его. Не следуйте за длительностью ноты. После этого спеть на легато станет легче.

Во всем важен баланс, и технику надо развивать не однобоко, а полноценно, по всем направлениям, часто идя от противного. 

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять