Вокальная музыка Баха | Опера и вокал
Опера и вокал

Вокальная музыка Баха

Не секрет, что у Иоганна Себастьяна Баха нет опер, зато более 200 кантат, оратории, страсти, мессы. Легко ли петь Баха? Нет, очень сложно. Чем именно трудна вокальная музыка Баха, мы и будем разбираться.

Бах. Историческая справка

С первых лет своей работы на музыкальном поприще Бах понемногу писал вокальную музыку. При наступлении его зрелости, как композитора, в Лейпцигский период творчества, Бах вплотную занялся сочинением вокальных опусов. Будучи церковным музыкантом, он писал преимущественно на духовные темы. К слову, у него есть и светские сочинения, самые известные из которых – «Крестьянская кантата» и «Кофейная кантата».

Лейпциг Памятник Баха

Памятник И. С. Баху в Лейпциге

Не нужно думать, что Бах первый начал писать немецкую музыку. Взять хотя бы композиторов «Трёх Ш»: Шютца, Шейдта и Шейна, которые представляют раннее немецкое барокко. Все трое известны своей духовной музыкой. Поэтому творчество Баха не возникло на пустом месте, а явило собой синтез лучшего, что было достигнуто до него, с добавлением новаторств и гения самого Баха.

Вершиной творения композитора признаются «Страсти по Матфею», масштабное сочинение из 78 частей, длящееся, как большая опера, около трех часов. По масштабу и совершенству наряду со «Страстями» стоит только «Месса си минор» (недаром ее называют «Высокой мессой»).

Вокальные сложности при пении Баха

Многие певцы, не специализирующиеся на исполнении Баха, приходят в ужас, когда им предстоит петь его сочинения. Здесь требуется очень длинное дыхание, умение отказаться от демонстрации голоса, от излишней музыкальности, петь инструментально, выучить пассажи, которые сильно отличаются от привычных романтических… Мелодии у Баха бывают очень оригинальны и своеобразны по ритмическому рисунку.

После того, как споёшь Генделя, пение Баха — это упражнение в смирении.

Бельгийский певец и дирижер Рене Якобс

Стиль пения Баха можно вполне охарактеризовать, как инструментальный. Это означает ровное звуковедение, без «подъездов» к нотам, без призвуков и без лишнего вибрато, без аффектаций и форсировки.

Сейчас многие певцы имеют вибрато (не говорим о качке или «барашке», а имеем в виду здоровое нормальное вибрато), которое хорошо звучит в операх Верди, например. То же самое вибрато у Баха будет звучать чаще всего чрезмерно, местами излишне. И за этим нужно следить. Обученный певец в целом может сделать свой тон более прямым без ущерба свободе гортани и на хорошем дыхании. И только местами использовать вибрато, как украшение.

Чтобы петь Баха, нужен хороший музыкальный вкус, а еще лучше иметь рядом специалиста по музыке Баха, который подскажет, что уместно, а что нет, где и как исполнить форшлаги, трели и прочие украшения, которых у Баха тоже много. Кроме того, нужно четко и умело определить места незаметного взятия дыхания, особенно в пассажах, так как они бывают крайне длинными.

 Текст арий Баха

У Баха слово всегда тесно сочетается с музыкой. Мелодия идет за тем понятием, которое выражает слово. Есть и замирание на длинных нотах, и ходы вниз при печали и горе, взлет пассажей при ликовании.

Что касается, языка, здесь одно из двух – латинский язык или немецкий. Если вы слушали записи арий Баха на латинском, вы заметили, что одни певцы поют на итальянский манер, другие по правилам латинского языка. Пример из Магнификата для сопрано:

Текст: ecce enim ex hoc beatam me dicen…

Произношение на итальянский манер — [Эчче эним экс ок бэатам мэ дичэн]

Произношение по правилам латинского — [Экцэ эним экс ок беатам мэ дицэн]

Для Баха второй вариант предпочтителен, хотя в мире распространен и первый, что доказывают многочисленные записи.

Если это немецкий язык, тут придется поработать над текстом без музыки, чтобы согласные не мешали. Об этом мы уже говорили подробно в статье о немецком языке.

Что петь из Баха

Обычно вводить в свой репертуар произведения Баха советуют только после итальянцев (Скарлатти, Каччини и др.). Бах – не тот композитор, на котором надо учиться петь, здесь уже нужны умения. Однако, у Баха огромное вокальное наследие, среди которого можно найти относительно несложные арии для начала. Как их искать? Берем небольшие кантаты, смотрим, какие номера они включают. Несложные арии обычно недлинные (есть даже продолжительностью меньше минуты).

Вокальная музыка Баха
Вокальная музыка Баха часто включает пассажи и прочие элементы подвижности голоса

Рассмотрим для примера подборку для баса. Арии расположены в порядке повышения трудности. Они наглядно показывают, как можно последовательно ввести музыку Баха в свой репертуар.

1) “Es nehme zehn tausend Dukaten” из Mer hahn en neue Oberkeet, BWV 212
Бодрая ария для баса всего на 40 секунд.
2) “Wisset ihr nicht” из Mein liebster Jesus ist verloren, BWV 154
Ариозо на 1,5 минуты.
3) “Betrachte, meine Seel, mit ängstlichem Vergnügen” из Johannes-Passion, BWV 245
Ариозо побольше в темпе Adagio.
4) “Herr, so du willt” из Herr, wie du willt, so schicks mit mir, BWV 73
Медленная ария на 4 минуты, тягучая и без пассажей.
5) “Nichts ist es spat und frühe” из In allen meinen Taten, BWV 97
Похожая на предыдущую, но с пассажем, сложными интервальными прыжками и синкопами.
6) “Mache dich, mein Herze, rein» из Matthäus-Passion, BWV 244
Это уже весьма серьезная ария на 6 минут с длинными пассажами.
7) “Zurücke, zurücke, geflügelten Winde” из Zerreißet, zersprenget, zertrümmert die Gruft, BWV 205
Сложная ария с бОльшим диапазоном и длинными пассажами, изображающими звук ветра. Иногда эту арию поют баритоны.
8) “Gratias agimus tibi” из Mass in G Major, BWV 236
Ария для баса-баритона или баритона с очень длинными пассажами. Высший пилотаж. 

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять