Cover-Contratenor
Про оперу

Контратенор

Контратенор (или контртенор) — это тип классического мужского певческого голоса, вокальный диапазон которого эквивалентен женскому контральто или меццо-сопрано. Чаще всего контратенор поет партии, предназначенные для певцов-кастратов в операх эпохи барокко, мужские партии для женских голосов, произведения, подходящие по тесситуре. Есть партии, написанные специально для контратеноров. Первая из них появилась в XX веке в опере Бриттена «Сон в летнюю ночь».

Диапазон голоса контртенора

Диапазон такого голоса может простираться примерно от соль малой октавы до ми второй, хотя все зависит от возможностей певца, и, соответственно, диапазон может увеличиваться. Можно разделить контратеноров на альтистов и сопранистов, исходя из высоты голоса или тесситуры произведений их репертуара.

Вокальный диапазон контртенора
В зависимости от возможностей голоса, диапазон может выглядеть и так

Сам по себе обычный грудной голос контратенора это тенор или баритон, но они поют особой техникой, а точнее фальцетным или головным регистром. При фальцете голосовые связки смыкаются не полностью, поэтому звук получается особый, высокий, как бы женский. Надо сказать, что пение контратенором не подразумевает отказ от пения обычной техникой.

Из истории контратенора

Сам термин «контратенор» впервые вошел в употребление в Англии в середине XVII века, хотя само фальцетное пение известно еще с XVI века. Но только в середине XX века возник по-настоящему большой интерес к этому типу голоса, когда английский певец Альфред Деллер стал выступать соло, как контратенор. Произошел подъем популярности опер эпохи барокко, и возникла необходимость в мужчинах-певцах, которые заменили бы популярных в прошлых веках певцов-кастратов.

В полифонических произведениях XIV — начала XV веков контратенор был голосовой партией, добавленной к основной двухголосной контрапунктической фактуре дисканта (он же superius) и тенора (от латинского tenere, что означает удерживать, так как эта партия «держала» музыкальную мелодию, в то время как superius пел ее на более высокой ноте). С введением примерно в 1450 году четырехчастного письма, контратенор разделился на контратенор-альт и контратенор-бас, которые были соответственно выше и ниже тенора. Позже этот термин устарел: в Италии контратенор-альт стал просто альтом, во Франции — haute-contre, а в Англии — контратенором. Хотя первоначально эти слова использовались для обозначения вокальной партии, теперь они используются для описания исполнителей этой партии.

В католической церкви эпохи Возрождения по-прежнему преобладало наставление святого Павла «mulieres in ecclesiis taceant» («пусть женщины молчат в церквях»), и женщинам запрещалось петь на церковных службах. Контратенора поэтому играли заметную роль в литургической музыке, независимо от того, пели ли они строчку одни или с дискантами и альтами. Однако контратеноров почти никогда не использовали для ролей в ранней опере, подъем которой совпал с приходом моды на кастратов. В итальянской опере к концу XVII века преобладали кастраты, в то время как во Франции высокий тенор, называемый haute-contre, был признан предпочтительным голосом для ведущих мужских ролей.

В Англии Перселл написал значительную музыку для высокого мужского голоса, который он назвал «контр-тенором», например, роли Тайны и Лета в «Королеве фей» (1692). Современные вокальные трактаты ясно дают понять, что певцы Перселла были обучены сочетать оба метода пения, то есть петь как высоким тенором, так и фальцетом.

Ко времени, когда Г. Ф. Гендель обосновался в Лондоне, и опера-сериа победно закрепилась в британских театрах, кастраты стали доминировать на английской оперной сцене так же, как и в Италии (да и в большей части Европы за пределами Франции). Хотя контртенора тоже иногда выступали в качестве солистов в ораториях Генделя. Они также исполняли партии альта в хорах Генделя. Именно как хоровые певцы в рамках англиканской церковной традиции контратенора выжили как исполнители на протяжении XVIII и XIX веков.

Певцы-контратенора

Самым видным деятелем возрождения контратенора в XX веке был Альфред Деллер, английский певец и поборник аутентичного исполнения старинной музыки. В 1950-х и 60-х годах его группа Deller Consort сыграла важную роль в признании публикой музыки эпохи Возрождения и барокко. Деллер был первым современным контратенором, добившимся известности, и у него было много выдающихся преемников.

Альфред Деллер
Альфред Деллер

Альфред Деллер (англ. Alfred Deller, 31 мая 1912, Маргейт, гр.Кент — 16 июля 1979, Болонья) — британский певец, контратенор, руководитель певческого ансамбля The Deller Consort.

из «Википедии»

Бенджамин Бриттен написал главную роль Оберона в своей постановке «Сон в летнюю ночь» (1960) специально для Деллера. Рассел Оберлин был американским коллегой Деллера и еще одним пионером старинной музыки. Роль Аполлона в «Смерти в Венеции» Бриттена (1973) воплотил Джеймс Боумен, наиболее известным среди следующего поколения английских контратеноров.

Фрагмент арии «Music for a while» Пёрселла. Поёт Альфред Деллер.


Среди других имен известных контратеноров:

Йохан Ковальски
Пол Эссвуд
Рене Якобс
Доминик Висс
Джеффри Галл
Дэвид Дэниелс
Дерек Ли Рэгин
Майкл Чанс
Брайан Асава
Жерар Лен
Доминик Висс
Лоуренс Заззо
Беджун Мета
Дэвид Уокер
Евгений Аргышев
Олег Рябец
Олег Безинских
Андреас Шолль
Йестин Дэвис
Кристоф Дюмо
Филипп Жарусски
Дэвид Дикью Ли
Чезар Оуату
Эрик Курмангалиев
Франко Фаджоли
Макс Эмануэль Ценцич
Шавье Сабата
Валер Сабадус
Дэвид Хэнсен
Терри Вей
Алексис Васильев
Николай Гладских

Репертуар контратеноров

Сегодня контратенора пользуются большим спросом в разных формах классической музыки. В целом можно разделить репертуар таких голосов на три направления:

1. Партии, изначально написанные для кастратов в операх Вивальди, Генделя, Глюка, Кавалли, Монтеверди, Моцарта, Скарлатти, Хассе и др.
2. Мужские партии для женских голосов, такие как: Амур (Глюк «Орфей и Эвридика»), Зибель (Гуно «Фауст»), Керубино (Моцарт «Свадьба Фигаро»), Купидон (Оффенбах «Орфей в аду»), Лель (Римский-Корсаков «Снегурочка»), Ангел (Рубинштейн «Демон») и др.
3. Партии контратеноров в операх Бриттена, Гласса, Дэвиса, Персела, Шнитке и др. (XX-XXI век)

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять