Cover-Verdi
Про оперу

Требования к певцам Джузеппе Верди

Когда в конце 1830-ых годов Джузеппе Верди вышел на европейскую музыкальную сцену, итальянская опера уже пережила большие перемены эпохи Россини, Доницетти и Беллини. В отличие от барокко романтизм стал драматически реалистичнее, невероятные мужские колоратуры исчезли, а россиниевское контральто уступило место драматическому сопрано. Новые певцы обладали и силой, и диапазоном. Оркестры становились все крупнее. Уже недостаточно было красиво петь, нужно было проживать своего персонажа со всеми его страстями. Не менее важным моментом можно назвать переход теноров от фальцетного До к полноценному верхнему До, к которому мы сейчас все привыкли. А такие мощные верхние ноты выражают несравненно более сильные эмоции.

Дж. Верди дирижирует «Аидой» в Париже в 1880 году

Когда Верди в 1842 году представил публике своего «Набукко«, он сделал решающий шаг вперед, утвердив новые требования к певцам. Он создал беспрецедентную партию для сопрано, роль Абигайль, полноголосую, с большими скачками, с резкими переходами от нижних грудных нот на крайние верха. А заглавная роль требовала нового типа баритона, который позже так и назвали — «вердиевский баритон«. Этому голосу подвластен широчайший диапазон нюансов, акцентов и красок.

Драматургия

Джузеппе Верди всегда предъявлял строгие требования к либретто. Он создавал музыкальные драмы, основанные на общечеловеческих чувствах. Поэтому и либретто должно было отражать правду, содержать в себе и героизм, и будничные, и низменные человеческие проявления. Для Верди был важен синтез музыки, слова и сценического действия. Более того, композитор подбирал и певцов для своих опер, предъявляя требования не только к их вокалу, но и к актерскому мастерству, и к внешности.

Динамика и нюансы

Основа всех основ — дыхание. И для исполнения Верди нужно поистине совершенное дыхание, чтобы спокойно управлять своим голосом на всем диапазоне и менять динамические нюансы. У Верди разнообразие динамики от pppp до fff, которую необходимо соблюдать. Нужно быть так же мастером mezza voce, чтобы справляться с такой музыкой. И не забывайте про обилие accelerando, rallentando, ritenuto и пр.

Mezza voce (итал. — вполголоса) — тихое, неполное звучание голоса. Особый приём вокального исполнения, требующий специального технического мастерства.

Музыкальная энциклопедия

К сожалению, сейчас многие певцы пренебрегают тем, что на самом деле написал Верди. Достаточно послушать «Трубадура«, например, с клавиром в руках. Удивительно, но есть фрагменты, по традиции исполняемые пламенно и драматически интенсивно, но отмеченные Верди мягкими и нежными нюансами… На самом деле музыка Верди очень требовательна, потому что композитор тщательно и точно отметил в партитурах, что именно он ожидал услышать от певца.

Краски голоса

Джузеппе Верди сам репетировал с певцами, чем вызывал не только недовольство исполнителей, но и их страх. Маэстро был очень эмоционален.

Нужно уметь использовать разные типы атаки, уметь петь и легато, и стаккато, и маркато, и сильно акцентированные ноты, и где-то драматически форсированные. Кроме того, у Верди важны краски голоса. В его партитурах часто встречаются указания вроде «взволнованно«, «страстно«, «печально», «с любовью» и пр.

У Верди в пределах даже одной партии требуются разные типы голоса. Достаточно вспомнить Виолетту или Риккардо. Последний — тенор из «Бала маскарада» требует на протяжении оперы и кантабиле лирического тенора, и гибкости и легкости тенора ди грация, и силу тенора спинто… Редкий певец чувствует себя уверенно во всех этих аспектах сразу.

Если музыку Россини можно было охарактеризовать легкостью и беглостью, то у Верди — это энергия. С одной стороны Верди сохраняет старый стиль бельканто, но без красоты ради красоты. С другой стороны Верди это еще не реализм молодых композиторов конца XIX века, которые иногда не пренебрегали грубыми приемами ради театрального эффекта.

В итоге исполнение партий в операх Верди, помимо всего прочего, требует от певца:

  • высокого вокального и актерского мастерства;
  • широчайшего звуковысотного и динамического диапазона;
  • богатства тембровой палитры, широких возможностей нюансировки.
Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять