Хор в оратории
Другие вокальные жанры

Оратория

Сегодня речь пойдет об ещё одном жанре вокальной музыки. Оратория – это крупное музыкальное произведение для солистов, хора и оркестра. Само слово «оратория» происходит от латинского «o r a r e» (произносить речь, молиться). От него произошёл и оратор.  В рамках статьи мы не сможем охватить всех композиторов, обращавшихся к этому жанру, но обозначим интересные и значимые ступени развития оратории.

Как всё начиналось

Жанр оратории зародился в церкви. Рим. Конец XVI века. Верующие католики из ордена ораторианцев (католическое общество апостольской жизни, возникшее в 1558 году по инициативе святого Филиппа Нери) собираются в церкви в специальных помещениях – ораториях (на латинском языке «o r a t o r i u m» — дом молитвы, часовня). Там они читают библию, слушают проповеди, обсуждают религиозные темы и поют церковные гимны. Постепенно название этого общества и место их собрания перешло и на музыку, которую они пели.

Ораторий в церкви
Ораторий в одной из церквей Рима

Первой полноценной ораторией долгое время считали произведение итальянского композитора Эмилио де Кавальери «Представление о душе и теле» 1600 года. Рассказывает она о том, как Время, Тело, Разум и Душа и другие аллегории спорят о смысле жизни. Правда, многие сходятся во мнении, что это всё-таки «духовная опера», потому что она исполнялась на сцене с декорациями и костюмами… А ведь оратория предназначена только для концертного исполнения без действия. Важным отличием, сохранившимся в веках, было то, что опера инсценирует события, а оратория рассказывает о них.

Как вы помните, примерно в то время родилась и опера. В 1598 году появилась «Дафна» Якопо Пери и Якопо Корси, а в 1600 году их же «Эвридика». Так вот оратория со своими духовными темами изначально была как бы противовесом нехристианским сюжетам оперы.

Оратории и кантаты Джакомо Кариссими

В 1605 году родился итальянский композитор Джакомо Кариссими. Ему суждено было стать классиком ораториальной музыки. Правда, он называл свои произведения не ораториями, а «h i s t o r i a   s a c r a» или историями. Они были написаны на латинском языке и основаны на библейских и евангельских сюжетах, однако, не были точными цитатами из Священного писания. Среди них «Иеффай», «Иона», «Суд Соломона», «Авраам и Исаак», «Всемирный потоп», «Страшный суд», «Суета сует» и др.  Повествование вел Рассказчик, а персонажи исполняли небольшие арии-монологи и диалоги.

Джакомо Кариссими
Джакомо Кариссими

Примерно в то время возникает и младшая сестра оратории – кантата. Само слово происходит от латинского c a n t a r e – петь. Поэтому сначала кантатой называли любое произведение для пения с сопровождением инструментов. В XVII веке кантатой стали называть вокальную пьесу лирического характера для солистов, хора и оркестра. Творцом такого жанра стал всё тот же Джакомо Кариссими. Содержание у кантат было самое разное – от назидательных и философских до поздравительных и бытовых. А младшей сестрой оратории её можно назвать потому, что она имеет меньший размер, не такое масштабное действие и драматизм.

Фрагмент хора из оратории «Иеффай» Дж. Кариссими
Марк-Антуан Шарпантье
Марк-Антуан Шарпантье

Во второй половине XVII века жил и творил Марк-Антуан Шарпантье, кстати, ученик Кариссими. Он одним из двух французских композиторов своего времени, работавшим в жанре оратории (вторым был Жан-Жозеф Кассанеа де Мондонвиль). На итальянском и латинском языке оратории в то время сочинял Алессандро Страделла. Итальянские оратории состояли из двух частей, между которыми стояла проповедь. Мастером оратории можно назвать и Алессандро Скарлатти (кстати, считается, что он тоже ученик Кариссими). Его перу принадлежит около 40 произведений в этом жанре. Антонио Кальдара, родившийся в 1670 году, тоже оставил много ораторий и кантат. Наиболее известны «Магдалина у ног Христа» и «Страсти Господа нашего Иисуса Христа» на либретто Метастазио.

Гендель и Бах

XVIII век. Новый виток развития и новый характер получила оратория благодаря немецкому (а потом и английскому) композитору Георгу Фридриху Генделю. Теперь она стала монументальным героико-эпическим произведением из трех (!) частей не для пения в церкви, а для концертного исполнения. У Генделя много героических ораторий на библейские сюжеты, есть мифологические и светские. Пожалуй, самая известная из всех его ораторий (да и вообще всех ораторий) – «Мессия» 1741 года. Кто не слышал хор «Аллилуйя»?

Фрагемнт хора из «Мессии» Г. Ф. Генделя

«А как же Иоганн Себастьян Бах?» — спросите вы. Разумный вопрос, тем более что Гендель и Бах родились в один год – 1685. Да, он сочинял духовные музыкально-драматические произведения, которые мы называем ораториями. Только вот Бах был убежденным протестантом, а не католиком. Оратории, возникшие в протестантской церкви, не схожи по форме с ораторией, возникшей в церкви католической. Главным видом оратории в Германии того времени были пассионы, ещё их называли «Страсти Христовы». Они сформировались на основе евангельского текста, повествующего о крестных страданиях и смерти Иисуса Христа. Интересно, что Бах не был первым, кто взялся за сочинение «Страстей». За сто лет до него родился немецкий композитор Генрих Шютц, который прожил 85 лет и сочинил много духовной музыки на латинские и немецкие тексты.

Фрагмент арии «Erbarme dich» из «Страстей по Матфею» И. С. Баха

Кстати, Иоганн Себастьян Бах внёс также заметный вклад в жанр кантаты, написав их более двухсот. 

Что было с ораторией в XIX веке

В романтическую эпоху жанр был развит Феликсом Мендельсоном. Композитор хотел увидеть национальную немецкую оперу возвышенной и драматичной, но разочаровался в этой идее. Его устремления к серьёзной вокально-драматической музыке нашли выход в ораториях «Павел» и «Илия». Хоть в них и обнаруживается преемственность с ораториями Баха и Генделя, всё же это прекрасные образцы вокально-хорового искусства романтиков, где философские мотивы получили не героическое, а лирическое воплощение.

Фрагмент финального хора из оратории «Илия» Ф. Мендельсона

В России XIX века появляется первая русская оратория. Сочинил ее Степан Аникиевич Дегтярёв, композитор, который был крепостным графа Шереметьева. Его оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» появилась в 1811 году. Учитывая год её создания (канун 1812) и общий патриотический подъём, понятно, почему она пользовалась большой популярностью. К сожалению, свою вторую ораторию «Торжество России, или Бегство Наполеона» Дегтярёв не успел написать, потому что умер в 1813 году.

Обложка пластинки Степан Дегтярев
Обложка пластинки, выпущенной фирмой звукозаписи «Мелодия» в 1990 году

Во второй половине XIX века композитор Антон Рубинштейн создал пять ораторий: «Потерянный рай», «Христос», «Вавилонское столпотворение», «Суламит» и «Моисей». Идею написания своей первой оратории Рубинштейн обсуждал в переписке с Ференцом Листом. Венгро-немецкий композитор после принятия малого пострига в 1865 году сосредоточил большую часть своих творческих помыслов в области духовной музыки. У него появились оратории «Легенда о святой Елизавете» и «Христос». Именно Листу Рубинштейн отсылал части своей оратории «Потерянный рай», чтобы посоветоваться. В итоге оратория была с большим успехом исполнена под управлением Листа 1 марта 1858 года.

Фрагмент хора «Stabat Mater speciosa» из оратории «Христос» Ф. Листа

XX век

Советские композиторы дали новую жизнь кантате и оратории и почти стёрли границу между ними. Изначально оратория раскрывала какой-либо драматический сюжет. В свою очередь, кантата воплощала мысль, идею. И вдруг Сергей Сергеевич Прокофьев пишет сюжетную кантату «Александр Невский». А у Дмитрия Дмитриевича Шостаковича появляется несюжетная оратория «Песнь о лесах».

Тенденция сближения с кантатой заметна у одного из наиболее значимых композиторов оратории того времени Артюра Онеггера в «Пляске мертвецов» и «Рождественской кантате». Появляется новый жанр — оратория-опера, которая может исполняться как в концертном зале, так и в театре (например, «Царь Давид» Онеггера, «Царь Эдип» Игоря Фёдоровича Стравинского, «Христофор Колумб» Дариюса Мийо).

Нельзя не упомянуть и «Патетическую ораторию» в семи частях Георгия Свиридова на стихи Владимира Маяковского. Это поистине монументальное музыкальное полотно, но не по продолжительности (около 30 минут), а по звучанию с расширенным составом оркестра и хором численностью 160-200 человек. На всем протяжении оратории солирует бас, олицетворяющий самого Маяковского.

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять