Когда брать дыхание

Для художественно выразительного пения, фразировки, интонации очень важно уметь в нужный момент и в нужном месте взять дыхание. Это умение приходит не сразу, а с опытом и развитием певческого дыхательного аппарата. Приводим некоторые полезные советы Александра Егоровича Варламова, русского композитора-песенника и педагога по поводу сохранения и взятия дыхания (в пересказе).

Итак, дыхание служит для расстановки знаков препинания в музыкальной речи и придает голосу развитие, необходимое для соединения фраз. Поэтому важно:

— различать места, в которых можно взять дыхание,
— сберегать запас воздуха вплоть до следующего места, где можно взять дыхание,
— уметь незаметно для слушателя взять дыхание.

Вдох может быть долгим или полным и коротким или полу дыханием. Первое употребляется в начале фраз и пассажей. Если есть такая возможность, и дыхательный аппарат позволяет, предпочтительнее спеть всю фразу целиком на одном дыхании. Если фраза слишком длинная, то берется полу дыхание посередине фразы. Нужно взять за правило переводить дыхание всякий раз, когда встречается пауза, даже самая короткая. Полу дыхание можно взять незаметно во время стаккато, после выдержанной ноты, посреди фразы, ориентируясь на смысл текста, и не нарушая его.
Абсолютно недопустимо брать дыхание посреди слова. Ошибочно так же вдыхать между подлежащим и сказуемым, глаголом и дополнением и пр. Любой диссонанс так же требует разрешения в устой без прерывания на дыхание.
Всякая не укороченная фраза — признак опыта и профессионализма.

Обращайте внимание на знаки в нотах, часто над вокальной строчкой есть указания в виде галочки или запятой, которые подразумевают взятие дыхания.