Как составить программу концерта?

Программа вокального концерта.

 

Составление программы концерта далеко не легкое дело. Часто концерты студентов класса или какого-то учреждения, коллектива составляются из того, что есть. Есть какой-то репертуар у участников, его и берут. Но бывают случаи, когда нужно выступить перед искушенными зрителями и критиками, тогда нужна продуманная программа, которая покажет вашу грамотность, и будет обязательно оценена.

Прежде всего, определитесь с тематикой концерта, приурочен ли он к какому-то событию (международный праздник, юбилей, открытие или закрытие сезона и пр.). Если это Новый год или Рождество, то не стоит предлагать слушателям тяжелые, мрачные произведения. Очень хороший вариант – NN-летие композитора или NN-летие поэта, например. Такие концерты не обязательно организовывать день в день, часто крупные юбилеи отмечаются театрами и музыкальным обществом широко весь год. В таком случае, NN-летие со дня рождения Лермонтова или Пушкина дает огромные возможности для программы концерта.

На сцене

Как вы уже поняли, не нужно собирать все разноплановые произведения студентов в один концерт, а определить тему концерта и добавить к репертуару недостающие произведения. Вот пример:

Концерт  из произведений композиторов Могучей кучки. Наверняка, у студентов найдутся романсы Римского-Корсакова («Не ветер, вея», «О чем в тиши ночей», «Редеет облаков»), Мусоргского («Ночь», «Спесь»), Кюи («Царскосельская статуя», «Сожженное письмо»),  Балакирева («Приди», «Взошел на небо месяц»), Бородина («Море», «Спящая княжна»). В любом случае, им будет полезно добавить такие романсы в свой репертуар, а зрителю наверняка понравится такой вечер музыки наших великих композиторов.

Большой простор для фантазии есть и в программе, в которой будут использованы только произведения Чайковского. Любой русскоговорящий вокалист просто обязан иметь у себя в репертуаре романсы и арии Петра Ильича Чайковского. А концерт может состоять из самых разных его произведений – от детских песен до сложнейших романсов и оперных арий.

Интересен будет концерт и из западных романсов – немецких Lieder, например. Шуман, Шуберт, Мендельсон, включая песни из вокальных циклов «Прекрасная мельничиха», «Зимняя дорога», «Любовь и жизнь женщины».

Концерт из произведений французских композиторов создаст особую незабываемую атмосферу в зале: Массне, Делиб, Гуно, Бизе, Дебюсси.

Всегда очень большой интерес вызывают концерты, в которых звучат произведения, начиная от старинных мастеров, заканчивая современными. Например, французская музыка: в начале – Люли, Векерлен, Гара; дальше – Делиб, Гуно, Сен-Санс, Массне; и, наконец, – Равель, Дебюсси, Шоссон и др. То же самое можно проделать и с русской, и с итальянской музыкой.

Возможна так же программа, состоящая из произведений советских композиторов: Шостаковича, Шапорина, Свиридова, Прокофьева, Кабалевского, Мясковского и др.

Пофантазируйте на темы: музыка барокко (одно отделение — итальянская, второе — французская), классицизм в опере (Карл Мария фон Вебер, Моцарт) итальянский романтизм, или поздний романтизм. Однако помните, что если вы выступаете не перед искушенной в классической музыке публикой, то не стоит делать концерт только, скажем, из современных композиторов. Такая музыка часто сложна для восприятия и концерт утомит зрителя.

Кроме всего этого, учитывайте разнообразие внутри программы. Чередуйте тональности, темпы, характеры произведений. Так вы с большей вероятностью сохраните интерес зрителя до самого конца.

Главное — не впадайте в крайности. Концерт дается, прежде всего, для зрителя и ради зрителя. Нужно нащупать такую тонкую грань, далеко за которой вы опускаетесь до невоспитанных вкусов, а задолго до которой вы слишком усложняете дело.

Пожалуйста, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями: