О дикции в вокале

Четкость произношения в пении

 

Во все времена существования профессионального вокала критики придирались к дикции певцов. Люди, далёкие от оперы, обычно считают, что разобрать то, что поют певцы на сцене, практически невозможно. Отчасти в этом виноваты сами артисты. Некоторые особо пытливые зрители говорят,что предпочитают смотреть оперы на иностранных языках,тогда хоть на экране над сценой напишут перевод, а на русских операх ничего не разберешь. Профессионалы тоже всегда довольно жёстко отзывались о дикции. Например, в книге Назаренко приводятся слова педагога Джозефо Царлино:

«Певцы должны обращать внимание (дабы не впасть в недоразумение) на то, чтобы гласные звуки не изменялись в произношении. Они должны воспроизводить звук гласной сообразно ещё характеру. Право, нельзя достаточно выругать этих болванов, поющих в церквях и частных музыкальных собраниях, когда они коверкают по-своему слова, вместо того, чтобы произносить их отчётливо и верно.»

Работа над дикцией

У всей этой критики есть право на существование. Действительно, зритель приходит в театр на спектакль, чтобы видеть и понять ту историю, которую ему рассказывают. А любой профессиональный певец ценится намного выше, если обладает хорошей дикцией. Поэтому параллельно с работой над звукообразованием, надо работать над выразительным и четким словом. В камерном исполнительстве это вообще необходимое условие.
Итак, отчего в первую очередь зависит дикция? От четкости согласных звуков. Есть такая вокальная поговорка: гласные — это река, согласные — берега.
То есть, если согласные нечёткие, река гласных разольется, и все будет размыто. Согласные бывают губные, зубные, сонорные (носовые), шипящие, переднеязычные, заднеязычные и др. (интересующихся полной классификацией отсылаем к учебникам по языкознанию). Эти названия отражают способ их образования. Обратите особое внимание на сонорные «М» и «Н». Их можно тянуть, в отличие от «Д» или «Г». Кроме того, они помогают направить звук в маску,и это можно использовать, активно их произнося. Выразительность любой фразы можно значительно увеличить с помощью умелого использования звуков «М», «Н», «Р», «Л», немного растягивая их. Однако, это не должно звучать слишком нарочито. Если впасть в другую крайность, дикция затмит мелодию и ритм, а в пении все-таки нужна кантилена. В идеале слова должны произноситься легко, но чётко.
Ещё один важный момент — каждый слог должен заканчиваться гласным звуком, а согласную надо присоединять к последующему слогу. Это даёт большую тягучесть фразе. Например, надо петь не «Я-вас-лю-бил-лю-бовь-е-ще-быть-мо-жет…», а «Я-ва-с-лю-би-ллю-бо-вье-ще-бы-тьмо-жет…». Это очень важный навык, и его можно приобрести относительно легко, потренировавшись и обращая на это внимание.
Что можно сделать, чтобы улучшить свою дикцию? Можно позаниматься скороговорками. Благо, в интернете можно найти тысячи скороговорок на любой согласный. Если вас очень интересует вопрос дикции, найдите в интернете книги по риторике и произношению на сайтах для драматических актеров. Таких книг очень много. Например, Леммерман «Учебник риторики», Алфёрова «Речевой тренинг: Дикция и произношение», Комякова «Исправление речевых недостатков» и другие. Очень эффективно будет найти студию по актерскому мастерству. Там обязательно с вами поработают над дикцией. Если есть какие-то дефекты речи, посетите логопеда. Чтобы петь чётко и правильно на итальянском, немецком и французском, найдите носителей языка, а ещё лучше поищите консультантов по языкам среди концертмейстеров или других певцов. Их советы будут более приближены к специфике вокала.

Прочитайте отрывок из книги Е. Е. Нестеренко «Некоторые вопросы произношения в пении» (формат pdf)