Украшения пения

Представляем вашему вниманию отрывок из книги Л. Лаблаша «Практический метод пения» о верном исполнении украшений мелодии.

Об украшениях пения

«Есть несколько условных знаков, которые по обыкновению называются украшениями пения. Знаки эти: Апподжиатура или маленькая нота, двойная маленькая нота, групетто, трель. Изложим их по порядку и объясним, как каждое из них исполняется.

Апподжиатура или маленькая нота

Апподжиатура есть маленькая нота поставленная иногда выше, иногда ниже обыкновенной ноты. Когда апподжиатура поставлена сверху, то ее берут на целый тон или на полутон, не изменяя гаммы. Когда же апподжиатура поставлена снизу, то ее берут на расстоянии полутона, даже и тогда, когда для этого должно изменить гамму.
Время продолжения ее равняется обыкновенно половине большой, следующей за нею ноты и берется от этой последней.
Когда апподжиатура стоит перед нотой с точкой, то берет от нее то две трети, то одну треть, это зависит от характера мелодии и частию от аккомпанемента.
Иногда маленькая нота находится на большем расстоянии от большой ноты, в таком случае она всегда бывает подготовлена, т. е. перед ней стоит одинаковая с нею нота.
Итальянское выражение происходящее от Appoggiare (опираться) ясно показывает, каким образом должна исполняться маленькая нота: то есть, ее должно брать сильнее нежели большую ноту, которая за ней следует.

appoggiatuta

Двойная маленькая нота делается всегда из нот гаммы, идет ли она вверх или вниз:

двойная маленькая нотаВремя для ее исполнения берется у большой следующей за ней ноты, при чем обе маленькие ноты исполняются легко, а на большую делается ударение. Это украшение употребляется только в пьесах легких.

О групетто

Групетто есть украшение, состоящее из трех звуков, образующих группу то из трех, то из четырех рядом лежащих нот. Оно может делаться вверх или вниз, но только не более, как на протяжении малой терции.

grupetto Нижняя нота должна быть на расстоянии полутона от той, на которую поставлено групетто. Вследствие этого групетто иногда ограничивается уменьшенной терцией.
Когда оно состоит из трех нот, то время ее исполнения берется от предшествующей его ноты так, чтобы та нота, к которой относится групетто, была исполнена строго в такт.
Когда групетто состоит из четырех нот, то время для ее исполнения заимствуется также от предшествующей его ноты так, чтобы та нота, к которой относится групетто была исполнена строго в такт.
Когда групетто состоит из четырех нот, то время для ее исполнения заимствуется также от предшествующей его ноты, исключая тех случаев, когда оно поставлено на ноту с точкой.

О трели

Трель обозначается следующим образом:

трельИсполнение ее заключается в попеременном ударении ноты, над которой она означена и той, которая следует за ней в диатоническом порядке.
Исполнение трели вообще очень трудно; у некоторых лиц впрочем бывает такая к тому способность, что они делают трель совершенно свободно. В этом случае мы советуем им только заботиться об интонации, потому что они легко могут производить или один звук или два слишком близкие звука, что и будет похоже на блеяние, или могут производить два звука на расстоянии увеличенной секунды, последнее также невыносимо для тонкого слуха.
Мы даем тот же совет ученикам, не обладающим этой способностью и прибавим к их утешению, что если им трель дается с большим трудом, но зато они могут более ручаться за ее правильность.
Самое действительное средство к достижению этого состоит в том, чтобы упражняться строго в меру, считая число ударов, которые приходится делать во время продолжения известной ноты. Это упражнение делается сначала медленно, без всякого движения языком и подбородком, причем должно с особым вниманием прислушиваться к интонации обеих нот, которые составляют трель и избегать резкого ударения на нижнюю ноту. Этот недостаток, к которому все по несчастию склонны, вредит преимущественно легкости в трели.
Всякая трель должна иметь заключение, это заключение состоит из одной, двух или трех нот, которые иногда композиторы пишут, но болею частию оставляют не обозначенными.
Трель может начинаться нижней или верхней нотой. «

Л. Лаблаш «Практический метод пения».