Мягкое нёбо

Значение мягкого неба в пении.

Наш певческий аппарат состоит из нескольких систем, которые должны работать сообща, чтобы мы получили качественный певческий звук. Для правильного пения необходима выработанная координация дыхания (легкие, грудная клетка и ребра, диафрагма…), резонаторов (область маски, полости, грудная клетка…), гортани и ротовой полости. О последней мы и поговорим сейчас. Недавно мы рассматривали вопрос открытия рта и разнообразие способов это сделать. Отдельно мы говорили о положении гортани. Однако есть еще один важнейший орган в пении – мягкое нёбо.

Значение мягкого нёба трудно переоценить, бывают случаи, когда оно играет решающую роль в нахождении верного звучания. В ротовой полости у нас есть твердое нёбо, которое находится прямо над языком и имеет форму купола. Говорят, что высокое твердое нёбо способствует лучшему резонансу. В любом случае, это нёбо есть костное образование, поэтому оно в принципе хорошо резонирует. Есть так же такой прием в вокале, как прокатывание по нему звука, особенно у высоких женских голосов (нужно мысленно прокатить звук по нёбу). Мягкое же нёбо находится прямо над корнем языка и представляет из себя мышечное образование. Следовательно, как всё мягкое, оно не резонирует, а гасит звук. При дыхании оно расслаблено, благодаря чему открывает проход из глотки в носовую полость. Для наглядности посмотрите на иллюстрацию:

myagkoe-nebo
Что же делать с мягким нёбом в вокале?

Для начала необходимо научиться управлять им. Чтобы почувствовать мягкое нёбо достаточно зевнуть перед зеркалом. Во время зевка вы увидите, как высоко поднялось мягкое нёбо, и как втянулся в него маленький язычок. Теперь откройте рот и попробуйте поднять нёбо, не зевая по-настоящему. Контролируйте процесс перед зеркалом. Можно даже «качать» мягкое нёбо, как пресс, поднимая и опуская его, пока не привыкните.

Итак, мы почувствовали мягкое нёбо, что же делать с ним при пении? Всё очень просто. С помощью него нужно делать тот самый вокальный зевок, о котором пишется во всех книгах и говорится на всех уроках. Представьте, как это происходит: рот открыт, язык расслаблено лежит на дне рта (его корень опущен, не стоит дыбом), мягкое нёбо поднято, маленький язычок втянут, мышцы гортани расслаблены, благодаря чему гортань приспущена. Вот это и есть нормальное положение ротовой полости и гортани для пения. Если ваше мягкое нёбо опущено и находится в вялом состоянии при фонации, то вы получите гнусавый звук. Кроме того, всё мягкое глушит звук, если же мягкое нёбо находится в поднятом состоянии, то оно становится активным, твердым и помогает резонированию.

Отдельно надо сказать о низких голосах. На верхних нотах они обычно стараются растягивать нёбо не только в вертикальном положении, но и в горизонталь. Хорошо пишет об этом Е. В. Образцова в своей книге. При таком растягивании расходятся в стороны нёбные дужки, и звук лучше проходит в верхний резонатор.

Кстати, тренировка мягкого нёба вокалом значительно уменьшает миндалины (гланды), из-за чего они легче переносят ангину, так как, благодаря малым размерам, даже в воспаленном состоянии не перекрывают проход в глотку. Считайте это приятным бонусом ко всем плюсам занятий вокалом.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ссылкой с друзьями:

2 Комментарии

  1. Макс

    Возникла проблема при фонации, ответ отыскать никак не получается, может помогут тут. Наблюдал за работой мягкого нёба и положением мендалин(Гланд) в зеркале. И беда. Когда пытаюсь взять звук выше горло смыкается полностью, мендалины аж прикосаются друг к другу и корень языка косается их, и в итоге образуется какой-то чёртов свисток перекрывающий весь звук, от того нет почти фальцета а о громкой высокой ноте со всем грудным-головным жиром остаётся только мечтать. Вопрос прост, как исправить?) Ибо нигде информации о таком не нахожу

    1. Admin (Автор записи)

      Это сильно зажатое горло. Чтобы оно не сжималось на верхних нотах должно быть прежде всего хорошее сильное дыхание. Тогда напряжение уйдет с горла на опору. Исправить это можно долгим терпеливым трудом. Как вариант — просто петь на «А» любую ноту в удобном диапазоне, где горло не сжато. А дальше по-немногу подниматься вверх по полутонам, сохраняя открытое горло. Получится не сразу, надо настойчиво пробовать снова и снова. Челюсть мягко вниз, направление звука в маску, к передним верхним зубам, опора и представлять, что при ходе наверх горло больше и больше расслабляется.
      Еще проверьте, не зажато ли дыхание, все-таки если вы его берете слишком много давите, то естественно, что горло зажимается.
      Еще неплохо перед зеркалом без звука просто поднимать одновременно небо и опускать корень языка. Раньше это даже ложкой делали, но надо осторожно, чтобы не подавиться и не травмироваться.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *