Cover-Fach-tipy-golosov

Оперные голоса

Классификация голосов

Существует много систем классификации оперных голосов. На этой странице приводится усредненная сводная классификация по диапазону. По сути, это немецкая система Fach [фах], что дословно обозначает “предмет, отсек, отделение”, то есть имеется в виду разделение голосов на типы. Эта система широко используется в Европе, ее знают и во всем мире.

«Сохраняй спокойствие и найди свой тип голоса»

СОПРАНО

Самый высокий женский голос, диапазон примерно от до первой октавы до до третьей, может петь и выше. Делится на пять видов:

vocal-range-soprano

Колоратурное сопрано

Колоратурное сопрано способно на, казалось бы, сверхчеловеческие подвиги. Голос чрезвычайно подвижен, гибок, умеет петь быстрые рулады, которые поднимаются до фа третьей октавы и выше. Колоратурные роли присутствуют в операх от барокко до XX века. Особенно прекрасным примером является Лючия в “Лючии ди Ламмермур” Доницетти, которую можно отнести к драматической колоратуре, а также главная героиня “Лакме” Делиба, условно лирическая колоратура.

Дж. Сазерленд — Ария Нормы (драматическая колоратура)

Субретка

Сопрано-субретка относится как к амплуа, так и к подтипу голоса. Это дерзкие, кокетливые героини, исполняемые певицами со сладкими, яркими голосами. Тесситура у них иногда может быть довольно высокой, но без обилия колоратуры. Хорошим примером здесь служат две моцартовские героини – Сюзанна и Церлина.

Лирическое сопрано

Лирическое сопрано обычно обладает более полным, насыщенным звучанием, чем субретка, и, как правило, имеет более зрелое качество тембра. Тесситура обычно выше, чем у субреток, но ниже, чем у колоратуры, примерно до до-ре третьей октавы. Хороший пример на контрасте – рабыня Лиу из “Турандот” Пуччини, где сама главная героиня Турандот — драматическое сопрано.

Турандот и Лиу — драматическое и лирическое сопрано

Спинто

У сопрано-спинто много великолепных ролей в опере, особенно в итальянской романтической традиции Верди и Пуччини. Отчасти по этой причине лирические и драматические сопрано часто берут на себя эти роли, независимо от того, подходят они им по природе или нет (и история знает достаточно лирических сопрано, которые сократили свою карьеру, взяв на себя тяжелые роли спинто). Эти роли требуют легких, блестящих высоких нот лирического сопрано, но с большим весом в кульминационных моментах (spinto переводится как “подталкиваемый”). Многие относят к спинтовой партию Татьяны из “Евгения Онегина”.

Драматическое сопрано

Это большие голоса с достаточной силой, чтобы их можно было услышать через большой оркестр, которые сохраняют при этом ровность на всем диапазоне. Драматические роли сопрано вышли на первый план в романтическую эпоху, до середины XIX века их было мало. Вагнер оставил целую галерею таких партий, как колоссальная роль Брунгильды.

МЕЦЦО-СОПРАНО

vocal-range-mezzo-soprano

Меццо-сопрано немного ниже сопрано, его вокальный диапазон простирается от соль малой до ля-си второй октавы, хотя для многих ролей требуется, чтобы голос включал более высокие или более низкие ноты. Меццо слишком часто отводят второстепенные роли или роли злодеек. Пожалуй, самая известная главная партия для меццо – это Кармен у Бизе.

Этот голос можно разделить на три большие категории:

Колоратурное меццо-сопрано

Колоратурное меццо-сопрано-довольно небольшая ниша. Это роли, написанные для гибких, низких женских голосов, они относятся в основном к периоду бельканто: Доницетти и Россини написали ряд больших ролей для такого голоса. Другая коллекция ролей колоратурного меццо первоначально была написана для кастратов в эпоху барокко, и в наше время их поют певицы меццо.

Роли колоратурного меццо-сопрано требуют гибкости и беглости в пассажах до верхнего до, но также требуют хорошо озвученной нижней части диапазона меццо. Прекрасный пример у Россини – Розина из “Севильского цирюльника”.

Т. Берганца — Каватина Розины

Лирическое меццо-сопрано

Кармен у Бизе — одна из самых желанных ролей для меццо

Лирическому меццо-сопрано достается, пожалуй, наименьшая женская доля, большая часть из них — “брючные” роли (когда женщины играют мужчин или юношей, например, Керубино). Этот голос обладает очень мягким, чувствительным тембром. Лирические меццо-сопрано не имеют вокальной ловкости колоратурного меццо-сопрано или крупного размера драматического. Пример женской роли – Шарлотта из “Вертера” Массне.

Драматическое меццо-сопрано

Часто играют матерей или ведьм. Драматический голос меццо теплый, богатый и довольно громкий, крупный. Верди написал целый ряд драматических ролей для меццо, как и Вагнер. Одну из самых ярких также можно найти в “Электре” Рихарда Штрауса: роль Клитемнестры. Вспомним Азучену у Верди или Далилу у Сен-Санса.

КОНТРАЛЬТО

Контральто — самый низкий из женских голосов и, безусловно, самый редкий. Диапазон контральто примерно от фа малой октавы и до фа-ля второй, почти как у мужского контратенора.

Многие написанные для них роли — старухи, часто неприятные, иногда комические. Однако в русском репертуаре мы находим другое положение дел, достаточно вспомнить Ольгу из “Евгения Онегина”.

В наше время контральто как таковое близко к исчезновению. Из ныне живущих разве что великолепная Ева Подлес (Подлещ) настоящее контральто (род. 1952 г.). Отсутствие певцов этого типа голоса означает, что роли контральто часто исполняют меццо.

Е. Подлес «Non piu mesta» (фрагмент) из «Золушки» Россини

Контральто делятся на три широкие категории:

Колоратурное контральто

Легкий, подвижный голос, который может достигать и оставаться на самом верху диапазона контральто, сохраняя при этом богатый и мощный звук. Чрезвычайно редкий голос. Россини на самом деле написал для колоратурного контральто свою Золушку.

Лирическое контральто

Если можно так выразиться, стандартное контральто, как оно есть. Гибкий и богатый голос.

Драматическое контральто

Низкий, темный, тяжелый и огромный голос. К сожалению, такое же редкое явление, как колоратурное контральто. Эрда в “Кольце Нибелунгов” является хорошим примером этого типа.

КОНТРАТЕНОР

Самый высокий мужской тип голоса, примерно равный по высоте меццо-сопрано. Контратеноры были популярны в XVII веке, но вышли из моды до самой середины XX века, что примерно совпало с бумом популярности барокко и другой ранней музыки. Диапазон контратенора примерно от до-ми малой октавы до ми второй у альтистов (более низкие контратеноры) и примерно от соль малой до фа второй октавы у сопранистов (более высокие контратеноры). Такой высоты мужской голос достигает за счёт пения фальцетом.

Эрик Курмангалиев — Ария Далилы (фрагмент)

В опере контратеноры в основном исполняют барочные роли, особенно те, которые изначально предназначались кастратам. Однако этот тип голоса был подхвачен некоторыми современными композиторами и все чаще используется в современной опере, наиболее известной из которых является “Сон в летнюю ночь” Бриттена с повелителем эльфов Обероном.

ТЕНОР

Тенор в основном берет на себя главную мужскую роль (часто героя-любовника). Оперный вокальный диапазон для тенора примерно от до малой октавы до до второй (записывается в скрипичном ключе на октаву выше). Достижение таких высоких нот является настоящим вызовом для многих теноров, и показательна в этом плане ария Тонио “Аh! mes amis, quel jour de fête!”, из “La Fille du Regiment” Доницетти, в которой есть девять до.

vocal-range-tenor

Теноры делятся на типы, некоторые из которых встречаются чаще, чем другие. Ниже приведены четыре наиболее распространенные группы:

Лирический тенор

Теплые, яркие голоса, способные с легкостью брать самые высокие теноровые ноты. Лирические теноры получают самых очаровательных персонажей. Довольно широкая категория, эти певцы могут варьироваться по тембровым краскам, некоторые намного темнее и насыщеннее, другие светлее и ярче. Яркий пример партии из оперы — Фауст у Гуно или Ленский у Чайковского.

Дж. ди Стефано «M’appari» (лирический тенор)

Спинто

Похож на лирический тенор по диапазону, но с большим весом в голосе, особенно в верхней части диапазона. Эти роли гораздо сложнее, чем многие думают, для многих певцов это серьезный вызов. Пример Спинто — Калаф из «Турандот» Пуччини (часто можно наблюдать, как эту партию поют лирические или драматические теноры).

Драматический тенор

Большой, эмоциональный и мощный голос, драматический тенор обычно избавлен от крайне высоких нот, но должен покрывать мощные оркестровые силы. Хороший пример — Отелло Верди.

Cover-DramTenor
Франческо Дзени — итальянский драматический тенор в роли Лоэнгрина.

Героический тенор (Heldentenor)

Это тип голоса, в основном используемый Вагнером, набор партий с низкой, почти баритоновой тесситурой. Это массивные роли, требующие от певца поддержания мощного звучания в течение чрезвычайно длительных периодов, что делает их непопулярными. Вагнер создал добрую дюжину таких ролей, но, пожалуй, самая требовательная из всех — Зигфрид в цикле “Кольцо нибелунга”. Часто за такие партии берутся драматические теноры.

БАРИТОН

Средний мужской голос, поющий в диапазоне примерно от соль-ля большой октавы до соль первой (бывает и выше).

vocal-range-baritone

Лирический баритон

Это легкий, сочный мужской голос. Они тяготеют к комическим партиям, но в некоторых случаях не лишены глубины. Папагено в “Волшебной флейте” Моцарта — пример лирического баритона.

Вердиевский баритон

Баритон Верди, как и следовало ожидать из названия, относится к типу голоса, характерному для опер Верди. Настоящие баритоны Верди несколько редки, это роли, требующие, чтобы певец пел ноты на крайних нотах диапазона баритона и делал это с богатым округлым звуком. Верди взял “Макбета” Шекспира и сделал из него захватывающую оперу, заглавная роль в которой отведена баритону.

Э. Бастианини поет «Eri tu» из оперы «Бал-маскарад» Верди

Драматический баритон

Самый низкий баритон, имеющий диапазон, аналогичный диапазону певцов Верди, но тесситура имеет тенденцию быть ниже. Скарпиа из «Тоски» Пуччини — яркий пример этого голоса.

БАС

Голос бас
Мало кого из басов не сравнивают с Фёдором Шаляпиным.

Самый низкий голос из всех. Стандартный общий диапазон оперных басов от ми большой октавы до до-ми первой. Некоторые басовые певцы могут опускаться еще ниже, хотя это редко требуется в стандартном оперном репертуаре.

Бас-баритон

Бас-баритон может петь так же низко, как бас, но также комфортно и в более высокой тесситуре, близкой к диапазону баритона. Этот тип голоса появился как таковой с середины XIX века, но несколько ролей у Моцарта, написанных в эпоху, когда баритон еще не стал отдельным вокальным типом, обычно даются певцам этого класса. Пример — Алеко Рахманинова или Фигаро у Моцарта.

Бас-буффо

Басовые роли буффо — забавные, комические персонажи, которые часто встречаются в произведениях эпохи Бельканто. Это очень разные партии с обширными требованиями к пению “скороговоркой”, к владению искусством речитатива. Так же это бывают и злодейские, но забавные герои, например Дон Маньифико из “Золушки” Россини. Кстати, буффо разделяют на лирических (Дон Паскуале у Доницетти, например) и драматических (Данад из “Летучего голландца” Вагнера).

Дж. Таддеи — Выход Дулькамары из «Любовного напитка» Доницетти

Бас-профундо

Самый низкий тип голоса в опере. Эти певцы создают стену богатого, бесконечного звука с огромной мощностью. Роли в основном ограничены старыми злодеями или мудрецами, как Зарастро в “Волшебной флейте” Моцарта.

vocal-range-bass

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять