Cover-Nemeckaja-opera
Вокальные школы

Немецкая вокальная школа

Школа примарного тона

В Германии, в отличие от Италии и Франции национальная опера возникла значительно позже. Поначалу в Германию приезжали итальянцы и распространяли итальянскую школу пения. Однако, в 1678 году в Гамбурге открылся оперный театр на средства от торговли. Первый спектакль был совсем любительский и исполнялся случайными людьми. Это была опера «Адам и Ева» Иоганна Тейле. Но лиха беда начало. В 1774 году в Мюнхене открылся свой театр с талантливой труппой. В 1777 году построен театр в Мангейме.

Немецкий вокал
Старый театр в Мангейме

Важный этап развития немецкой вокальной школы связан с именем И. С. Баха. У Баха нет опер, но есть Кантаты, Мессы и Страсти, по масштабу своему не уступающие крупным операм-серия. Для Баха голос был одним из инструментов в полифонической структуре музыки. Отсюда берет начало инструментальный стиль пения. Любому певцу полезно освоить его, чтобы стилистически верно петь музыку барокко, Баха, Перголези и пр. Это прежде всего ровный звук без, или почти без вибрато, чистый, с идеальной интонацией, без призвуков, подъездов и глиссандо. Исполнение должно быть простое, без «заламывания рук», но выразительное. Для пения Баха нужно широкое ровное дыхание, подвижность голоса, позволяющая петь колоратуры, которые здесь, в отличие от итальянской музыки, показывают не красоту голоса, а переживания и эмоции.

Немецкая школа пения
И. С. Бах

Следующей вехой в развитии немецкой школы был В. А. Моцарт. Две оперы композитора написаны на немецкое либретто («Похищение из Сераля» и «Волшебная флейта»). Вокальные партии во всех операх Моцарта достаточно сложны, несмотря на жизнерадостный характер. Для пения Моцарта необходима легкость в исполнении колоратур, идеальная интонация и все тот же безупречно чистый тон.

Создателем немецкой национальной оперы считают Карла Марию фон Вебер. Творчество композитора ознаменовало начало романтизма. В его опере «Вольный стрелок», основанной на фольклоре, чередуются музыкальные номера и разговорные диалоги. Опера имела такой успех, что серьезно пошатнула позиции итальянской оперы.

Следующим этапом развития немецкой оперы стал «Фиделио», а затем Симфония №9 Бетховена. Партии в «Фиделио» крайне сложны и требуют гибкого перехода от арий к драматическим речитативам. В финале Девятой симфонии все голоса должны быть выносливыми, мощными и полетными.

Юлиус Гей школа пения
Купить Немецкая школа пения. Учебное пособие

И вот пришло время школы примарного тона, основателем которой считается Фридрих Шмитт. Основная идея в том, чтобы строить прежде всего средний регистр и распространять правильно сформированный тон на весь диапазон. Идеи Шмитта удалось воплотить в жизнь его ученику Юлиусу Гею, который сотрудничал с Вагнером и воспитал целую плеяду немецких певцов. Вагнер ратовал за создание национальной вокальной школы, отражающей особенности немецкого языка. И вот в совместной работе в Байрейте было воплощено на практике пение, основанное на четкой немецкой речи. Юлиус Гей автор труда «Немецкое обучение пению». Согласно ему, самое главное — найти натуральный (примарный) тон, из которого получится нормальный, а затем идеальный тон. Характерно, что этот натуральный тон можно найти и в разговорном голосе, и в певческом. В остальном Ю. Гей ратовал за диафрагматическое дыхание, поднятие мягкого неба при вдохе, низкое, но мягкое положение гортани, вибрацию в маске. (Купить книгу Ю. Гея можно на Лабиринте:)

Представители немецкой школы рекомендовали петь упражнения на темные гласные «О», «У», «И» (звуки немецкого языка). Из согласных предпочтение отдавалось «Н» и «М», как помогающим направить звук в маску.

В 20 веке немецкое вокальное искусство испытывало влияние Рихарда Штрауса. Его оперы требовали от голоса безграничных возможностей: широкий диапазон, искусная нюансировка, широкий динамический диапазон. После Штрауса в немецкую музыку пришел экспрессионизм Шенберга и Берга, а вместе с этим и неустойчивые интервалы, отказ от мелодий, широкие скачки, изощренный ритм.

Немецкие певцы 20 века, воспитанные на музыке Моцарта, Вагнера и Штрауса, это: Рихард Таубер, Лео Слезак, Анья Силья, Тео Адам, Криста Людвиг и Дитрих Фишер-Дискау.   

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять