Cover-Mozart
Про оперу

Вокальная музыка Моцарта

Значение творчества Вольфганга Амадея Моцарта для развития музыки трудно переоценить. Моцарт — это тоже «наше всё» в общемировом смысле. Он оставил около 40 симфоний, концерты, квартеты, ансамбли и т. д. Но Моцарт-оперный композитор не уступал Моцарту-симфонисту. У нас есть 17 опер в жанрах буффа, серия, зингшпиля, сказки, на немецком и итальянском языках. Вокальная музыка Моцарта невероятно разнообразна. 

«Я верю в Бога, Моцарта и Бетховена».

Р. Вагнер

Главные черты вокальной музыки Моцарта

Мелодии Моцарта напевные, запоминающиеся. Композитор считал мелодию сущностью музыки, заявляя, что, даже передавая величайший ужас, музыка никогда не должна причинять боль слуху, но должна ласкать и очаровывать его, и тем самым всегда оставаться музыкой.

Музыка Моцарта поднимает дух. Антонин Дворжак называл ее «Лучом солнца». Существуют даже целые исследования влияния музыки этого гения на здоровье человека. Многие знают, что музыкой Моцарта лечат. Возможно, это происходит в том числе благодаря жизнерадостному характеру самого композитора, передавшегося и его творениям. Моцарт как-то писал: «Ни один человек из знающих меня людей не может сказать, что я мрачен или печален… за это душевное блаженство я повседневно благодарю Создателя и от всего сердца желаю этого блаженства каждому ближнему».

«Моцарт — это дар от Бога; его работа очищает не только голос, но и душу«.

Меццо-сопрано Ангелика Кирхшлагер 

В музыкальном языке Моцарта есть искренность, простота и прямота обращения, которые трогают сердце. Его оперы, особенно трилогия Да Понте, остаются удивительно актуальными два с половиной столетия спустя. В «Свадьбе Фигаро» видна острая социальная повестка: отношения между слугой и хозяином, имущими и неимущими. Идеи романтической любви, власти, социального положения – это совершенно современные, действительно вневременные вопросы. Персонажи Моцарта вне времени — это обычные люди с сильными и слабыми сторонами, с которыми большинство из нас может отождествить себя.

Вокальная музыка Моцарта
Памятник Моцарту в Вене

Требования музыки Моцарта к голосу

Часто говорят, что Моцарт писал удобно для голоса, но обманчиво легко. Его мелодии — прекрасные вокальные упражнения, но нужна хорошая техника, чтобы исполнение Моцарта действительно показалось легким со стороны. Требуется абсолютная чистота тона, очень четкая дикция, мастерство в исполнении речитативов, плавное ровное дыхание. В лирических ариях нужны легато и уравновешенность, чтобы ни одна нота не выбивалась из общего ряда. Есть тут и «устрашающие» колоратурные арии, требующие невероятной подвижности голоса и широчайшего диапазона.

Поэтому на прослушиваниях часто требуют исполнить арию Моцарта, так как сразу будет видна техника певца. Твердое освоение одной арии Моцарта принесет пользу и всем остальным ариям в репертуаре.

Таким образом, музыка Моцарта, безусловно, является «бальзамом для голоса», но только при правильном исполнении.

В отличие от Пуччини и композиторов веризма, классический стиль Моцарта не поддается излишней театральности. Большая часть выразительности уже записана в вокальной линии и в оркестровке, и, если певец верен композитору, эмоции будут проявляться сами собой. Лучше всего позволить музыке говорить.

Кроме опер Моцарт писал так же песни на итальянском, немецком и французском языках. Песни, как правило, представляют собой миниатюрные версии его оперных арий, поэтому молодой голос может начать изучать стиль Моцарта с них. Многие арии требуют уже зрелого голоса с гибкой техникой, но есть и такие, которые подходят для молодых певцов с хорошими возможностями.

Еще надо учитывать такой момент, что одним голосам, условно говоря, легче дается Моцарт, а другим Верди. И те, у другие должны быть технически оснащены, но моцартовские — более легкие голоса (касается и басов), а вердиевские — более плотные. Это связано в том числе с оркестровкой, которая у Моцарта прозрачнее, а у Верди гуще и плотнее. Легкие голоса у Моцарта спокойно перелетают оркестр. Кроме того, оперы Верди хоть и короче по времени, но требуют огромных усилий от певца, так что, если певец пел неправильно, он будет буквально истощен к концу выступления. А длинные оперы Моцарта относятся к голосу, как к нежному бутону, который не должен быть раздавлен к финалу.

Есть певцы, успешно выступающие в разных стилях, но они умеют перестраивать свой голос под требования разных эпох, будь то Моцарт, Пуччини или Вагнер.

Пример — ария Керубино

Есть одна ария Моцарта, которая часто поется как меццо-сопрано, так и сопрано, — это “Voi che sapete” из «Le nozze di Figaro«. Она является прекрасным опытом для молодых женских голосов. Оркестровка здесь легкая с преобладающим использованием пиццикато, что подходит к более легкому голосу. Роль Керубино — это брючная роль, которая дает возможность исследовать характер и представление себя в мальчишеской манере.

Персонаж Керубино поет «Voi che sapete« во втором акте в личных покоях графини, а Сюзанна аккомпанирует ему на гитаре. Он поет о новой страсти и волнении, а также о пытке, которая приходит вместе с его желанием любить. Поющие актеры на месте Керубино имеют так много комедийного времени, прописанного в музыке, что эта ария просто удовольствие как для партнеров по сцене, так и для зрителей.

Например, когда Керубино поет “Sento un affetto pien di desir” [“Я испытываю чувство, полное желания”], слово «affetto» опускается на полтона, служит вводным тоном, но не разрешается, точно так же, как любовное напряжение бедного Керубино остается неудовлетворенным на протяжении всей оперы, и слово «desir» опускается, как вздох смирения.

Затем Керубино поет: “ch’ora é diletto, ch’ora é martir” [“оно — то блаженство, то мука”]. В слове «diletto» распев на восходящих, а затем нисходящих 16-ых нотах, изображающая этот трепет любви. Слово же «martir» — это простые четвертные ноты, за которыми следует пауза. Впоследствии Керубино поет о том, как его душа замерзает, но также внезапно вспыхивает пламенем. Его персонаж показывает подростковую драму по максимуму. И подходов к изображению этой драмы столько же, сколько певцов, ее представляющих.

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять