Нижняя челюсть в вокале | Опера и вокал
Опера и вокал

Нижняя челюсть в вокале

Нижняя челюсть в вокале

Очень часто у певцов можно встретить такой недостаток, как напряженная нижняя челюсть, а также выдвинутый вперед подбородок. Это зажим, который негативно влияет на звук, делает его более напряженным и словно обкрадывает тембр, не говоря уже о верхних нотах.

Положение нижней челюсти при пении

Естественным и свободным движением нижней челюсти в пении является движение вниз и немного на себя. Во время пения челюсть мягкая, как бы плавающая под весом собственной тяжести, как бы «в мешочке», — много разных образов придумано вокальными педагогами чтобы объяснить, как расслабить нижнюю челюсть…

Язык же должен быть независим от движений челюсти. Например, согласные звуки Л, Н, Р, Г, К и пр. нужно уметь произносить одним языком, без того, чтобы дергался подбородок. На тех звуках, которые требуют сомкнутых зубов, челюсть на мгновение мягко поднимается, и сразу так же мягко опускается. Это легко проконтролировать в зеркале. В целом челюсть не должна «ходить ходуном» на каждом звуке в угоду мнимой дикции. Это дает слишком много лишних движений, а в пении важно малыми затратами энергии добиваться максимально хорошего результата.

Как снять зажим с челюсти

От свободы челюсти зависит свобода гортани. Поэтому важно снять зажим, если он есть. Для начала хорошо бы научиться избегать крайностей – слишком широко открытого рта и наоборот, пения «сквозь зубы», когда челюсть все время как бы поджата (минимальное расстояние между зубами – ширина большого пальца).  Дальше, найдя комфортную степень опускания челюсти, как бы под весом собственной тяжести, нужно проверить, не уходит ли вперед подбородок. Лучше всего это видно со стороны, но можно справиться и самостоятельно, если поставить два зеркала: одно сбоку, второе перед собой, чтобы видеть свой профиль. Если челюсть идет вперед при пении, МЯГКО рукой задвигаем ее обратно. Опять же, соблюдая золотую середину, ни в коем случае не давя, не душа себя своим же подбородком)) Есть два способа, как на картинках:

Снятие зажима с нижней челюсти
МЯГКО нажимаем пальцем на подбородок, чтобы челюсть не выдвигалась вперед при пении
Нижняя челюсть при пении
МЯГКО кладем руку на нижнюю челюсть

Еще механически можно почувствовать «отключенную» челюсть, если положить между зубами простой карандаш. Об это было подробнее в статье о снятии зажима с языка.

Идея в том, чтобы поймать ощущение того, что челюсть не прыгает на каждой ноте и на каждом звуке. Поверьте, это дает небывалую ровность, которую сразу слышно. Убрав карандаш или руку, нужно сохранять те же ощущения.

Верхняя челюсть

Еще сильно помогает мысленно представлять себе, что вся работа ведется верхней челюстью. Кстати, это на самом деле должно быть так. Верхняя челюсть представляется нам как статичная, не совершающая никаких движений. Но если начать осознавать ее работу, улучшится направление звука в маску. Представьте, что у вас в зубах не тот карандаш, а горячая кукуруза. Вы сразу автоматически сделаете такой объем купола, который и должен быть при пении. Подтянутся и уберутся все не резонирующие ткани лица, а во ротовой полости станет намного больше пространства. Теперь добавьте к этому такое движение, будто хотите укусить что-то верхней челюстью. Обычно мы кусаем яблоко обеими челюстями, а вы попробуйте направить внимание на верхнюю. Вот так же точно можно «укусить» и звук А, например. И вот тогда баланс, наконец, восстановится, и верхняя челюсть будет впереди нижней, а подбородок не будет убегать вперед. Пробуйте, ловите эти ощущения или хотя бы подумайте об этом, и увидите разницу. Только не уходите в зажим, в движениях всегда должна быть свобода.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять