Ноты Доменико Корри
Вокальные школы& nbsp;Распевки и упражнения

Метод преподавания Доменико Корри

Итальянский композитор, импресарио, музыкальный издатель, вокальный педагог (ученик Н. Порпоры) Доменико Корри (1746-1825) написал книгу «Наставник певца, или Трактат Корри о вокальной музыке» (издана в Лондоне в 1811 году). В ней он затрагивает все важные аспекты вокальной техники и работы по воспитанию певцов, а также приводит необходимые упражнения от простого к сложному, распределенные по 17 урокам. Приводим выдержки из слов Доменико Корри и некоторые упражнения для изучения интервалов и развития музыкального слуха.  

Доменико Корри

Требования к певцу

Во-первых, певец должен иметь хороший слух, это самое важное и необходимое условие. Без него совершенства не достичь. Хороший слух зависит от природных данных и от возможности с раннего детства слышать музыку. Надо заметить, что дети музыкальных родителей часто преуспевают в профессии. Они впитывают в себя интервалы и звуки, обучаясь им “без обучения” так же, как учатся говорить.

Во-вторых, голос. Он способен к значительному развитию, подобно камню, который можно огранить и отполировать. Не размер и красота голоса составляют хорошего певца, а правильное и умелое управление голосом, хотя приятный тембр крайне желателен.

В-третьих, способность к крещендо и диминуэндо, без которой толка не будет.

В-четвертых, четкая артикуляция. Только с ее помощью можно выразить смысл и настроение произведения.

В-пятых, быстрота и чуткость восприятия: придавать каждому слову надлежащую энергию и выражение.

В-шестых, физические данные: вместительные легкие, крепкая гортань, широкий рот с хорошими зубами и добавим к этому выразительное лицо.

В дополнение к вышесказанному, нужны знания в области теории музыки и композиции. Они дают преимущество, без которого никакие украшения, каденции и пр. не могут быть исполнены в соответствии с законами гармонии и модуляции.

Это несчастье нашего искусства, что песни разучиваются и поются до того, как приобретаются зачатки техники. Певец должен обучаться с раннего возраста и очень постепенно. Голосовые органы склонны к утомлению, они приобретают силу и гибкость постепенно, после терпеливых и внимательных упражнений… Тысячи певцов, прежде чем довериться мастеру, поют популярные песни, считая себя уже совершенными. Стоит ли удивляться, что они не подчиняются тяжелой усердной работе над техникой? Я сталкиваюсь с большими трудностями, отучая от того, чему они уже научились и обучая тому, что они должны знать…

О словах и бравурном пении

Слова являются главной целью. Когда язык создавался, человечество пыталось придать звучанию своих слов некоторое сходство с идеями, которые они должны были выражать. В произнесении слов, особенно когда несколько из них соединены в предложение, и есть своего рода музыка. Потом родилась мелодия, сначала грубая и неотшлифованная, которая в итоге была приведена к строгим правилам и стала искусством. Однако, постепенно закрались и ошибки.

В зачаточном состоянии искусства, вероятно, каждому слогу отводился один звук или нота. В последующие периоды певцы вставляли дополнительную ноту к слогу, которая добавляла изящества и большого очарования вокальной музыке. Вскоре добавились еще ноты и еще, вариации, каденции и т. д. и т. д. — и со временем это породило бравурное пение.

Этот стиль пения, пленительные орнаменты, когда они исполнялись с аккуратностью и точностью, оказывали большое влияние на слух, но не на сердце. Отсюда возникло соревнование среди профессионалов вокального искусства, и те, кто умел петь орнаменты, считали себя лучшими певцами. Вкус публики, соблазненный этим украшенным стилем, экспрессией, был испорчен чрезмерным и неправильным использованием украшений, несовместимых со смыслом исполняемого.

Украшения всегда должны быть подчинены характеру и замыслу композиции и вводиться только на словах, которые допускают украшение, не разрушая смысла. Они никогда не должны вводиться певцами, не способными исполнять их с точностью и совершенством. В настоящее время никто не думает о том, чтобы спеть песню, не «расцветая» на каждой ноте.

Это очень распространено. Например, знаменитую песню «Angels ever Bright and Fair» начинают с трели на первом слоге «An-» и рассыпаются сотней нот в каденции, мучая аудиторию неизвестностью, что же это за слово, пока уже на издыхании не заканчивают «-gels». Певец должен знать, что композитором было дано повторение слов, чтобы певец демонстрировал орнаменты при повторе. А при первом представлении слов сам здравый смысл запрещает каденции. Именно из этого соображения была введена ария да капо…

Я не хочу сказать, что певцы, искусные в композиции, не могут быть столь же способными, как композиторы, в украшениях мелодии, но в большинстве случаев преобладает пристрастие к себе и они могут пожертвовать всеми другими соображениями ради демонстрации своих собственных талантов. 

На моей памяти знаменитые певцы Фаринелли, Каффарелли, Паккиаротти и другие исполняли композиции без особых украшений, проявляя свои таланты в отведенных им партиях. Им также не разрешалось вводить наугад любые украшения по своему капризу; но только в тех местах, которые были отведены композитором.

 И особенная их заслуга была не в бравуре, а в Портаменто.

Portamento di voce — это совершенство вокальной музыки; оно состоит в возвышении и замирании голоса, скольжении и слиянии одной ноты с другой с изяществом и выразительностью. Portamento di voce по праву можно сравнить с высшей степенью утонченности и элегантности в разговорной речи.

Портаменто

О Рубато

Тempo rubato — дословно с итальянского «украденное время». Это варьирование темпа исполнителем (хороший пример у пианистов — исполнение ноктюрнов Шопена).

Мы забираем длительность у одной ноты и добавляем эту длительность другой и наоборот. Когда певец поет свободно — ad libitum, оркестр твердо выдерживает ритм. Однако, эту вольность нужно использовать с умеренностью, чтобы избежать путаницы и хаоса. При злоупотреблении рубато возникает странный темп, за которым не сможет следовать оркестр. Прежде чем практиковать рубато, нужно уметь спеть четко в ритме и темпе по нотам. Исполнитель должен чувствовать, где именно изменение равномерного темпа произведет благоприятный эффект. При этом надо искусно управлять удлинением или сокращением нот, чтобы всегда возвращать то время, которое было украдено.

Особенности подхода Корри

Доменико Корри особо отмечает в своей работе, насколько обычно однобоко подбираются упражнения для учеников. В основном это мажорные гаммы и интервалы под один и тот же аккомпанемент. Поэтому в своем методе он предлагает не меньше внимания уделять минору, а так же сильно разнообразить гармонию аккомпанемента. Ниже приведены примеры упражнений с таким подходом.

Например, в упражнении ниже мелкими нотами записаны 20 аккордов, которые могут сопровождать ноту до, и желательно проработать каждый из них. Ученик должен уметь ориентироваться в любой гармонии и вступить со своей нотой с любым из возможных сопровождений:

В противовес методу Ваккаи Корри вводит упражнения на полутона почти сразу, и так же с разным гармоническим сопровождением (звездочка показывает, где брать дыхание):

Упражнения на секунду так же призваны приучить слух к разным возможным гармониям:

Пение гамм начинается с изучения минора в возможных комбинациях мелодического, натурального и гармонического минора:

В изучении интервалов больше терции Корри замечает, что ученик должен делать различие между одинаковыми нотами, записанными по-разному. Например, между до-диезом и ре-бемолем. Хоть это и одна нота, но по ощущению исполнения ре-бемоль все равно будет чуть выше. Несомненно, что верно и тщательно проработанное упражнение ниже даст свои плоды для улучшения интонирования:

После таких упражнений идет изучение трели, мордента, апподжиатуры и группетто. Отдельными уроками выделены упражнения на развитие чувства ритма. Гаммы поются с различными ритмическими рисунками (ровно, с пунктирным ритмом, триолями и пр). Под конец идут упражнения на подвижность голоса, всевозможные пассажи и каденции, которые нередко встречаются в ариях. Свои вокализы Корри предлагает исполнять не на гласный, а сольфеджируя, то есть называя ноты.

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять