Сила голоса и сила дыхания | Опера и вокал
Опера и вокал

Сила голоса и сила дыхания

Под силой голоса мы подразумеваем ту степень звучности, которая в принципе возможна для него, когда он правильно поставлен. Певцу не дано устанавливать границы этой звучности, потому что они определены природой. И певец, как правило, недоволен этими границами, если только сначала не прошел правильную постановку голоса. Ему хочется сразу петь громко.

Старые итальянские мастера говорили:

Cerca la qualita, e la quantita verra — Стремитесь к качеству, и придет количество.

Итак, в начале гнаться за количеством (степень силы голоса) не нужно. Нужно ограничиться теми нотами и той интенсивностью звука, которые мы можем производить, КОНТРОЛИРУЯ дыхание. Так постепенно голос приспосабливается к нашей дыхательной силе. Только это и есть естественный голос (свой, природный).

Форсирует голос

Под силой дыхания мы подразумеваем ту величину, которая хотя и зависит от физического строения человека (объем грудной клетки, развитые мышцы и пр.), определяется главным образом практикой и обучением (как мы учимся контролировать дыхание, вырабатывать его постепенно). У начинающих обычно, что называется, «мало дыхания», «не хватает дыхания». Постепенно сила дыхания нарабатывается, и с ее помощью певец может регулировать силу своего голоса (опять же в пределах своей природы) и достигать качественного звучания.

Ламперти говорил:

Никогда не пойте с такой силой голоса, которая больше той, когда вы поете с правильным контролем дыхания. Сила голоса всегда должна быть меньше силы дыхания, которое его поддерживает. Дыхание доминирует над голосом, а не наоборот.

Иными словами — не форсируйте, не пойте громче, чем может ваш голос. Это большая ошибка — принимать силу голоса за силу дыхания. Громко петь и форсировать — это не значит иметь хорошую опору. Не бывает СЛИШКОМ большой интенсивности дыхания, пока звук производится правильно. Плохой певец просто поет громко и неправильно. Хороший певец поет правильно и усиливает градации голоса. Такое пение выразительно, имеет грацию и легкость, невозможные в жестких условиях форсирования и крика.

И уж тем более от силы голоса не зависит выразительность, даже в драматические моменты. У хорошего певца сила дыхания постоянна, даже на piano, даже на нежных, мягких нотах. И благодаря этому постоянству и естеству, певец находит эмоциональный отклик у публики, которая в такие моменты и не вспомнит о силе голоса. А вот когда становятся видны потуги певца, который пытается покорить зрителя громкостью, тогда и рушится художественный эффект.

Антонио Баццини, один из самых уважаемых итальянских музыкантов, директор Миланской консерватории (XIX век), как-то произнес мудрые слова о том, что цель искусства — не удивлять, а двигать. Истинный художник держит свою собственную личность на заднем плане и стремится выразить в максимальной степени своих сил значение как слов, так и музыки.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять