Cover-poselle_traviata

Роза Понсель о вокале. Часть первая.

Роза Понсель — американская оперная певица итальянского происхождения, драматическое сопрано. По мнению музыкальных критиков была одной из величайших певиц последних 100 лет. В статье приводятся некоторые из высказываний Понсель об искусстве вокала.

О методе пения

«Нет ничего лучше бельканто. Это единственная надежная основа для певческой карьеры. Бельканто — это не только самый простой способ использовать голос, сохраняя его на всю жизнь, но и самый естественный способ звукообразования. Почти в любом другом методе прекрасная линия пения и мелодичность теряются из-за декламационного стиля.

Сопрано Роза Понсель
Роза Понсель

Люди часто спрашивают, какими средствами я сохраняю свежесть своего голоса. В первую очередь, я должна поблагодарить бога за надежный вокальный аппарат. Единственный секрет, который у меня есть для сохранения того, что мне было дано, заключается в том, что меня научили правильному методу пения, а затем правильному образу жизни. Голос настолько чувствителен, отражая все изменения нашего физического и эмоционального состояния, что не поддерживать тело, разум, душу и эмоции в нормальном, здоровом состоянии — это просто самоубийство для певца.

После того, как техника пения будет тщательно отработана, необходимо продолжать понемногу тренировать голос сверх того, что необходимо для репетиций и выступлений. Просто несколько «разогревающих» упражнений время от времени, чтобы не терять плавности звукоизвлечения.

Единственное, чем певец никогда не должен жертвовать, — это той бархатистой окраской тона, которая очаровывает слушателя. Независимо от того, насколько драматична ситуация, тон никогда не должен становиться резким. Независимо от глубины эмоций или того, насколько сильны страсти, тон всегда должен оставаться естественным, чистым и гибким, чтобы он мог быть средством передачи эмоций певца. Как только тон становится напряженным, он теряет свои качества и способность донести мысль до зрителя.

Всегда нужно чувствовать, что есть резерв, чтобы дать больше. В этом ощущении есть вдохновение, что в запасе есть еще кое-что. Как ни странно, это чувство выходит за пределы сцены и овладевает аудиторией, создавая удивительную уверенность в артисте, ощущение, что певица еще не достигла своих пределов.»

О драматическом сопрано

«Когда вы начнете изучать пение, пусть вашей первой мыслью будет научиться петь. А затем убедитесь, что вы обладаете необходимыми качествами для построения оперной карьеры.

Для студента мало пользы в том, чтобы рекомендовать тот или иной набор «вокализов» или упражнений. В конце концов, все дело в правильном использовании выбранных упражнений; важнее «как» изучать, а не «что» изучать.

Я потратила меньше года на подготовку к дебюту в опере. Если вы спросите меня, как мне удалось сделать так много за такое сравнительно короткое время, ответ будет прост. Я работала с умом, и у меня было правильное обучение с самого начала, и, следовательно, я не тратила времени на переобучение и исправление ошибок.

Одна вещь, в которую я твердо верю, — это избегание перенапряжения. Во время оперного или концертного сезона я использую ежедневные вокальные упражнения, чтобы сохранить гибкость своего голоса; но я практикую их всего по несколько минут каждый день — и во время отпуска я даю себе полный отдых. Даже когда я готовилась петь в опере, я практиковалась не более 15-20 минут в день; если, конечно, это не была новая роль.

На мой взгляд, нет никакой земной причины, по которой драматическое сопрано не может петь чисто лирические роли и петь их хорошо. Я бы не стала сравнивать по сложности ту или иную оперную роль из репертуара драматического сопрано. Не могу сказать, что Леонору, например, петь труднее, чем Эльвиру. Мой собственный опыт показывает, что все роли требуют одинакового умственного напряжения

Большой голос не делает из вас большого артиста

«Мои граммофонные записи, хорошие или плохие, передают что-то от моего голоса и немного от моего мастерства. Говорили, что у меня был отличный голос; мои записи, особенно те, что взяты из радиопередач, довольно точно передали то, что у меня было. Но голос и артистизм — это разные вещи. Обладание великолепным голосом никоим образом не гарантирует того, что вы артист; это гарантирует только то, что ваш голос, вероятно, понравится аудитории. Артистизм — это нечто большее. У Карузо была формула успеха. Он давал ее всем, кто спрашивал его, что нужно, чтобы стать художником.

Роза Понсель в Травиате
Роза Понсель в роли Виолетты Валери

«Работа, работа и еще раз работа», — говорил он. Часть того, что включает в себя артистизм, вероятно, является врожденной. Остальное — это алхимия уверенности в себе, силы воли, правильного руководства и, как сказал Карузо, тяжелой работы. В течение девятнадцати сезонов в «Метрополитен», начиная с «Силы судьбы» и заканчивая «Кармен», я пыталась достичь этой алхимии. Удалось ли мне это, может судить только история, а не я.»

Важность пения mezza voce и pianissimo

В 1927 году Туллио Серафин наконец убедил меня спеть Норму в Ковент-Гардене. Мне сказали, что акустика этого театра считается лучшей в мире. Я сама узнала об этом примерно через неделю после того, как приехала. Я попробовала спеть куплет из «Энни Лори», переходя с одной части сцены на другую; я пела с номинальной громкостью, но слышала, как мой голос разносился по всему залу. Даже самое изящно исполненное pianissimo пробивалось в каждый ряд, давая мне тот спектр ощущений, который необходим каждому певцу, чтобы оценить, насколько хорошо звучит его голос. В Ковент-Гардене я чувствовала себя как дома.

Наблюдая и слушая, как Карузо репетирует чарующие фрагменты из «Силы судьбы», особенно очень драматичную «O tu che in seno agli angeli«, мне хотелось преклонить перед ним колени. Его пение было чистым и просто невероятным, как в драматичных моментах, так и в мягком легато. И за всем этим стояла интуитивная музыкальность.

За Карузо было интересно наблюдать на репетициях. Он был всегда пунктуален, немного вокализировал, чтобы разогреть голос. Он берег свои ресурсы, только если это не была генеральная репетиция, пел вполголоса, лишь иногда демонстрируя свою полную громкость, если чувствовал к этому расположение. Во время большинства репетиций он пел высокие ноты фальцетом, жутким звуком по сравнению с тем, как звучал его голос на полной громкости.

Титта Руффо, присоединившийся к «Метрополитен-опере» в том же сезоне, не имел соперников среди баритонов. Я часто выступала с ним, и его пение было таким же уникальным, как у Карузо. К сожалению, громкость его голоса часто затмевала его внутреннюю красоту и изысканные возможности «mezza voce», которыми он обладал. Он жаловался, что публика никогда не принимала его «mezza voce»; они ожидали, что он будет петь на полную громкость, особенно в знакомых ариях. Это было необоснованное ожидание, так как певец окрашивает фразы с помощью этих контрастов по громкости, и это помогает довести драму до надлежащей кульминации. Хотя в случае Титты Руффо великолепие его голоса в большей степени заключалось в средних и верхних тонах, чем в нижних, его базовая техника и, конечно же, качество и размер его голоса сделали его пение редкостью. Мне посчастливилось «повеселиться» с ним девятнадцать раз в «Аиде», «Андреа Шенье», «Эрнани» и «Джоконде.

О силе голоса Шаляпина и его актерской игре в роли Бориса Годунова написано так много, что вряд ли мне нужно говорить об этом. Однако громкость никогда не была той чертой, которую я особенно ценю в певцах. На самом деле, что мне больше всего понравилось в Шаляпине, так это то, как он использовал свои «mezza voce» и pianissimo для создания некоторых из своих наиболее выразительных эффектов; они были ярко окрашены и были настолько мягкими, что их едва можно было услышать, хотя они доносились до задних стен Метрополитен-оперы или Ковент-Гардена.

Я восхищалась и Франко Корелли, протеже Лаури-Вольпи, за исключительное качество его голоса — владение «mezza voce», а также яркостью и теплотой его тона.

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять