Как открывать рот

Форма рта при пении

 

Смешная тема, но поговорить об этом стоит, у многих возникают проблемы с этим вопросом. Итак, как открывать рот? В оперном вокале рот, как любой может заметить, открывается довольно широко. Нижняя челюсть опускается, однако, мягко, как бы под весом собственной тяжести. Совсем до упора разевать рот не рекомендуется, чтобы челюсть не зажала гортань. Сопрано на верхних нотах открывают рот совсем широко, добавляя при этом «улыбку», то есть напрягая мышцы щек, в горизонталь:

Эдита Груберова

Как вы понимаете, рот можно открыть сотней различных способов. Нужно подобрать свой, исходя из получающегося звука. Вот, например, две замечательные певицы — Рената Скотто и Мирелла Френи открывали рот по-разному. Скотто пела всегда больше на улыбке, оттягивая уголки рта в стороны. Френи открывала рот вертикально, даже на высоких нотах. В интервью Френи говорила, что если бы она открывала рот так, как Скотто, у нее ничего бы не получилось.

<-Мирелла Френи и Рената Скотто->

На самом деле в книгах по вокалу советуют открывать рот естественно, не до предела, округло. Помните, что ваше лицо должно выглядеть эстетично для зрителя. Любое искривление рта воспринимается негативно, хотя примеров хороших певцов со скривленным ртом предостаточно. Высоким сопрано часто удобнее открывать рот на улыбке, чтобы звук был более головной, сконцентрированный в маске. В любом случае, ротовая полость — рупор, там должно быть много места. Самая часто встречающаяся ошибка у начинающих певцов — они забывают открыть рот. Им кажется, что рот открыт, а на самом деле там всего лишь малюсенькая щелочка, через которую звук чисто физически пройти не может. Исправить такой дефект несложно, нужно взять зеркало и следить за тем, чтобы рот открывался широко. Или просто самостоятельно все время напоминать себе об этом, пока не войдет в привычку. Опять же, это правило не без исключений. Франко Корелли в интервью говорил, что при пении вовсе не обязательно широко открывать рот. Но он так говорил, потому что умел хорошо открывать заднюю часть рта, как и Анна Моффо, которая, как можно посмотреть на видео, некоторые ноты пела словно сквозь зубы. Но оба они так открывали при этом гортань, что дай бог каждому…

<-Франко Корелли и Анна Моффо->

Итальянский певец Паоло Монтарсоло однажды сказал в интервью:

«Очень важно умение раскрыть ЗАДНЮЮ часть рта.»

В этом и весь секрет. А. Иванов в своей книге описывает открытие рта двумя способами. Первый — открыть рот «ножницами» (то есть в области губ рот раскрыт широко, у горла узко). Второй — открыть «плоскогубцами» (впереди не очень широко, а сзади широко). Другой пример — Е. В. Образцова, она описывала это так: можно открыть рот чемоданом, а можно коброй. В любом случае смысл в этом следующий: нужно уметь открывать гортань, горло, то есть поднимать мягкое небо и мягко опускать гортань. При этом самое главное не потерять близость звучания, тогда звук будет объемный и звонкий одновременно. И после открытия «заднего» рта вы просто мягко опустите нижнюю челюсть и откроете «передний» рот.

Напоследок посмотрите видео, на котором проиллюстрировано все вышесказанное. В конце вы увидите Эдиту Груберову, как она поет арию Царицы ночи, в которой встречается фа третьей октавы. Смотрите очень внимательно на ее рот и обратите внимание, что на верхней ноте певица не просто широко открывает его и растягивает губы, но и высовывает язык. Как вы думаете, зачем? Всё для того же, чтобы создать благоприятные условия для своего рупора. Такая сверхвысокая нота требует полной свободы на своем пути, а язык может стать препятствием. Запомните, когда вы идете к высокой ноте, представьте, что вы высовываете язык (его не обязательно высовывать на самом деле, разве что вы не поете это фа третьей октавы:) Эта мысль о высунутом языке часто помогает спеть высокую ноту более качественно.

Пожалуйста, поделитесь ссылкой с друзьями: