Кроссовер в музыке

Что такое кроссовер

В музыкальной индустрии термин кроссовер относится к практике, когда артист добавляет в исполняемую композицию одного жанра элементы, характерные для других жанров. Само слово «crossover» с английского переводится как «скрещивание», «пересечение». Вспомните одноименный вид автомобиля, который сочетает преимущества внедорожника и легковушки. Таким образом смешать можно самые разные направления: джаз, классику, кантри, поп, рок, R&B и пр.

Если говорить про оперу, то это либо неклассический репертуар, написанный и исполненный близко к академическому стилю; либо классические произведения, исполненные в поп или рок манере с добавлением бесконечных стилевых отступлений. Отсюда и другие названия этого направления: поп-опера (или просто «попера») и «operatic pop«…

Возникновение классического кроссовера

Если мы заглянем в историю, то увидим, что музыканты всегда находились под влиянием тех или иных людей от искусства, с которыми их сводила жизнь. Они не были в стороне от тенденций своего времени, моды, исторических событий. Расширение кругозора, любопытство, желание открытий толкало на эксперименты с композицией и интерпретацией произведений.

Фрагмент из «Детского уголка» Дебюсси

На самом деле первые примеры классического кроссовера мы можем найти уже в начале XX века. Так шестым номером в сюите «Детский уголок» Клода Дебюсси идет «Кукольный кэк-уок» с характерными для рэгтайма ритмическими рисунками. А Морис Равель сделал «Блюз» второй частью своей Второй скрипичной сонаты (1927). Таким было влияние стиля джазовой импровизации на классическую музыку. Но эта связь работала и в обратном направлении. Один из наиболее известных джазовых музыкантов XX века Дюк Эллингтон вдохновлялся музыкой композиторов-академистов, в частности Дебюсси и Равеля. Таким образом, кроссовер стирает границы, которые подразумевает классификация жанров в музыке.

Морис Равель, Дюк Эллингтон

Смешение классики, поп, рока и диско

В 1965 году афроамериканская группа The Toys объединила поп-рок и классическую музыку в песне “A Lover’s Concerto”. Они использовали мелодию Менуэта G-dur Баха и переменили ритм с 3/4 на 4/4, чтобы создать поп-песню.

Фрагмент песни группы The Toys

Аналогичным образом, в 1972 году электро-рок-группа Apollo 100 объединила рок и классическую музыку в своем треке «Joy» («Радость»). По сути это был ремейк на кантату «Herz und Mund und Tat und Leben» И. С. Баха. В треке нет вокала, но есть интересное сочетание инструментов — клавесин и синтезаторы, добавлена ритмичная барабанная дорожка.

Фрагмент трека Apollo 100

В 70-ых годах в кроссовер вступило и направление диско. Американский композитор Уолтер Мерфи сделал свою обработку Пятой симфонии Бетховена. Другой американский автор песен и музыки к мюзиклам и фильмам Дэвид Шир сделал свою версию «Ночи на лысой горе» Мусоргского и назвал ее «Night On Disco Mountain» («Ночь на горе диско»).

Фрагмент обработки Пятой симфонии Уолтером Мерфи

Далее мы можем вспомнить альбом группы Queen «Ночь в опере» с нашумевшей «Богемской рапсодией». А 1987 году Фредди Меркьюри и вовсе записал дуэт с Монсеррат Кабалье на песню «Барселона». Не забудем так же эффектные выступления групп Metallica или Scorpions с симфоническими оркестрами или группу Nightwish с лидирующим академическим женским вокалом.

Монсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри
Фрагмент песни «Барселона»

Широко известен проект «Лучано Паваротти и друзья«, в котором знаменитый тенор выступает вместе со звездами поп и рок музыки. В нулевых певец Стинг выпустил свой альбом «Songs from the Labyrinth» («Песни из лабиринта»). Он представляет собой музыку композитора Джона Доуленда в исполнении Стинга и Эдина Карамазова, который аккомпанировал певцу на лютне. Пол Маккартни с 1991 по 2011 годы выпускал альбомы в жанре классической оркестровой музыки.

Андреа Бочелли и Сара Брайтман
Фрагмент дуэта Бочелли и Брайтман

К 1990-ым годам направление лишь окрепло. Слушатели восхищались голосами и манерой исполнения Сары Брайтман, Эммы Шаплин, Шарлотты Черч, Андреа Бочелли или Алессандро Сафины. Все они явно использовали в своем творчестве элементы классической музыки в современном звучании и имели привлекательный имидж, чтобы охватить более широкую аудиторию. Будь то классические арии в обработке, исполненные в академической или эстрадной манере или наоборот, современные песни в классической обработке, спетые классическим голосом, эти артисты находили поклонников по всему миру. К нулевым годам на сцену вышел так же квартет Il Divo (самый коммерчески успешный международный поп-проект по книге рекордов Гиннеса).

Отношение к кроссоверу

Чтобы сделать кроссовер, в принципе достаточно включить какую-то классическую пьесу в поп или рок-песню (кстати, есть много примеров и в рэпе, когда читающий рэп мужской голос уступает место женскому академическому голосу в припеве). Можно и вовсе убрать вокал и создать инструментальную версию арии в соединении, скажем, с танцевальным ритмом (вспомним скрипачку Ванессу Мей). Можно написать песню, похожую на арию и спеть ее «почти академическим вокалом» (песня, побившая все рекорды по популярности «Time to say goodbye«).

Ванесса Мей

Но как в этому относятся классические музыканты? Мы слышим, что с одной стороны, они тоже принимают участи в кроссовере. У многих оперных певцов есть дуэты с эстрадными исполнителями, альбомы с поп-песнями, перепевки мировых хитов в академ манере и пр. Но с другой стороны, кроссовер подвергается и нападкам, и насмешкам. Там, где широкая публика восхищается артистами кроссовера, профессионалы-классики смотрят на них свысока.

Здесь нельзя не затронуть очень острый вопрос. Часто кроссовер рассматривают, как популяризацию классики, как спасение классической музыки от забвения. Некоторые певцы искренне считают, что кроссовером они несут оперное искусство в массы. И как в любом споре здесь есть вторая сторона, которая считает, что нужно не оперу опускать до вкусов широкой публики, а публику поднимать до уровня классической оперы. Что ж, этот спор начался не вчера, да и закончится не скоро.

Кроме того, оперные певцы, которые потратили много лет на формирование вокальной техники, соответствующей мировому уровню, могут обижаться на то, что кроссовер-певцов называют классическими, что восхищаются их голосами. Если предложить им спеть полноценную оперную арию, половина не справится, половина споет явно не на уровне профессионального оперного певца. И проблема даже не в этом, а в том, что широкая публика этого не поймет и не отличит профессиональное оперное исполнение от хорошего кроссовера. Публика в основном будет считать, что слушает «настоящую» классику. Поэтому отношения между классикой и кроссовером, по всей видимости, будут продолжать оставаться несколько напряженными…

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять