Выражение лица при пении | Опера и вокал
Опера и вокал

Выражение лица при пении

В этой статье мы немного поговорим об том, какими должны быть взгляд, выражение лица у вокалиста, а так же как проверить свое лицо на предмет излишнего вовлечения в пение. Даже небольшие зажимы и проблемы с техникой отражаются на лице. В прошлой статье мы уже затронули вопрос нижней челюсти. Понятно, что она должна быть мягкой, не слишком опущенной, не поджатой, не должна кривиться в сторону. От этого зависит и эстетичная форма рта: овал или легкая улыбка. Но для этого нужно расслабить не только челюсть, но и губы.

Губы

Губы в пенииУ старых итальянских мастеров было в ходу выражение: «Fior di labbra«. Так они описывали ту легкую «вокальную» улыбку, очень красивую и эстетичную форму рта во время пения. А вот ригидность круговой мышцы рта, то есть ее твердость и неподатливость, дает зажатые губы и, как следствие, некрасивую форму рта и нераскрытый звук. Кстати, от зажатых губ страдает и дикция, особенно в быстром темпе, ведь в любом языке много губных согласных, например, Б, П, М пр.

Свобода губ — это показатель правильного пения. Часто бывает видно, как губы певца напряжены: вздернута «уточкой» верхняя губа, топорщится нижняя. Проверьте, можете ли вы, взяв какую-либо ноту, просто пошевелить губами. Если нет, и они твердые, то это говорит о том, что они зажаты. А в верхнем регистре особенно важно сохранять свободную верхнюю губу, независимую от нижней. Да, это все смешно звучит, может показаться совсем уж «вокальными дебрями», но стоит снять зажим с губы, и звук сразу преображается.

Как расслабить губы

снять напряжение с губыВо-первых, зеркало — наш помощник. Во-вторых, можно петь любую удобную вам фразу и пальцами ЛЕГКО и МЯГКО расслаблять верхнюю губу. Это как легкий массаж туда-обратно, при этом губа под пальцами должна быть мягкой. Может, не сразу получится, но, если губа расслабится, вы сразу услышите разницу во звуке.

Глаза

Глаза — это зеркало голоса.

Ф. Ламперти

Глаза выдают самое сокровенное, в том числе волнение и неуверенность во время пения. Между тем, они должны выражать удовлетворенность и радость от пения, взгляд должен быть мягким. Замечали ли вы, особенно у начинающих певцов, испуганный взгляд, когда они поют? Взгляд при пении

Бывает настолько зажатый голос, что человек даже не может переводить взгляд с точки на точку, когда поет. Проверьте себя. Способность начать фразу и переходить от ноты к ноте со свободным выразительным взглядом — хороший показатель правильного пения для учащегося. И это не мелочь. Мудрые старые мастера всегда советовали заниматься перед зеркалом. Складка на нижнем веке от поднятия щек из-за легкой улыбки — это допустимо и хорошо, усиленное моргание при переходе от ноты к ноте — плохо.

Лоб

И, наконец, этот вечно сморщенный лоб, как стиральная доска или жалобный лоб с бровями домиком. Часто певец пытается таким образом «подтянуть» звук в маску, в зону между глазами, в головной резонатор. Но это быстро входит в привычку, и уже невозможно ничего петь, не морщась. Конечно, напряженный лоб не зажмет гортань, но с эстетической точки зрения часто смотрится плохо.

Если у вас нет под рукой зеркала, просто положите ладонь на лоб, когда поете, и вы почувствуете, напряжен ли он. В общем, во время самостоятельных занятий не бойтесь трогать лицо руками (конечно, чистыми), лоб, губу, подбородок. Ничто не должно быть, как твердый камень.

А теперь самопроверка на высший пилотаж: спеть арию, стоя ровно с опущенными руками и со спокойным лицом. Не нужно, разумеется, делать такое на выступлении, но попробовать на самостоятельном занятии перед зеркалом можно. Это не так просто, как кажется.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять