Выражение лица при пении
В этой статье мы немного поговорим об том, какими должны быть взгляд, выражение лица у вокалиста, а так же как проверить свое лицо на предмет излишнего вовлечения в пение. Даже небольшие зажимы и проблемы с техникой отражаются на лице. В прошлой статье мы уже затронули вопрос нижней челюсти. Понятно, что она должна быть мягкой, не слишком опущенной, не поджатой, не должна кривиться в сторону. От этого зависит и эстетичная форма рта: овал или легкая улыбка. Но для этого нужно расслабить не только челюсть, но и губы.
Губы
У старых итальянских мастеров было в ходу выражение: «Fior di labbra«. Так они описывали ту легкую «вокальную» улыбку, очень красивую и эстетичную форму рта во время пения. А вот ригидность круговой мышцы рта, то есть ее твердость и неподатливость, дает зажатые губы и, как следствие, некрасивую форму рта и нераскрытый звук. Кстати, от зажатых губ страдает и дикция, особенно в быстром темпе, ведь в любом языке много губных согласных, например, Б, П, М пр.
Свобода губ — это показатель правильного пения. Часто бывает видно, как губы певца напряжены: вздернута «уточкой» верхняя губа, топорщится нижняя. Проверьте, можете ли вы, взяв какую-либо ноту, просто пошевелить губами. Если нет, и они твердые, то это говорит о том, что они зажаты. А в верхнем регистре особенно важно сохранять свободную верхнюю губу, независимую от нижней. Да, это все смешно звучит, может показаться совсем уж «вокальными дебрями», но стоит снять зажим с губы, и звук сразу преображается.
Как расслабить губы
Во-первых, зеркало — наш помощник. Во-вторых, можно петь любую удобную вам фразу и пальцами ЛЕГКО и МЯГКО расслаблять верхнюю губу. Это как легкий массаж туда-обратно, при этом губа под пальцами должна быть мягкой. Может, не сразу получится, но, если губа расслабится, вы сразу услышите разницу во звуке.
Глаза
Глаза — это зеркало голоса.
Ф. Ламперти
Глаза выдают самое сокровенное, в том числе волнение и неуверенность во время пения. Между тем, они должны выражать удовлетворенность и радость от пения, взгляд должен быть мягким. Замечали ли вы, особенно у начинающих певцов, испуганный взгляд, когда они поют?
Бывает настолько зажатый голос, что человек даже не может переводить взгляд с точки на точку, когда поет. Проверьте себя. Способность начать фразу и переходить от ноты к ноте со свободным выразительным взглядом — хороший показатель правильного пения для учащегося. И это не мелочь. Мудрые старые мастера всегда советовали заниматься перед зеркалом. Складка на нижнем веке от поднятия щек из-за легкой улыбки — это допустимо и хорошо, усиленное моргание при переходе от ноты к ноте — плохо.
Лоб
И, наконец, этот вечно сморщенный лоб, как стиральная доска или жалобный лоб с бровями домиком. Часто певец пытается таким образом «подтянуть» звук в маску, в зону между глазами, в головной резонатор. Но это быстро входит в привычку, и уже невозможно ничего петь, не морщась. Конечно, напряженный лоб не зажмет гортань, но с эстетической точки зрения часто смотрится плохо.
Если у вас нет под рукой зеркала, просто положите ладонь на лоб, когда поете, и вы почувствуете, напряжен ли он. В общем, во время самостоятельных занятий не бойтесь трогать лицо руками (конечно, чистыми), лоб, губу, подбородок. Ничто не должно быть, как твердый камень.
А теперь самопроверка на высший пилотаж: спеть арию, стоя ровно с опущенными руками и со спокойным лицом. Не нужно, разумеется, делать такое на выступлении, но попробовать на самостоятельном занятии перед зеркалом можно. Это не так просто, как кажется.