Cover-Lehmann
Певцы о вокале& nbsp;Про оперу

Лилли Леман

Лилли Леман (1848-1929) — немецкая оперная певица, колоратурное, а позже драматическое сопрано. Непревзойденная исполнительница вагнеровского репертуара.

Прослушивание у примадонны

Мадам Леман села за фортепиано и попросила спеть гаммы и вокализы. Девушка из-за волнения и плохой подготовки произвела не очень удачное впечатление. Кажется, она не спела ни одного чистого тона. Мадам попросила, наконец, спеть песню. Помню, это был небольшой романс Франца. Затем Леман обернулась и сказала на немецком: «Девочка не может петь, у нее почти нет голоса, и она неправильно научена». Потом, обращаясь к девушке на английском, мадам сказала:

«Моя дорогая юная леди, у вас есть все, чтобы научиться петь, но сейчас вы не можете чисто спеть даже один тон. Вы даже не можете говорить правильно. Прежде всего, вам необходимо физическое развитие, вы должны расширить свою грудную клетку с помощью дыхательных упражнений. Вы должны стать сильнее физически, чтобы когда-нибудь научиться петь. Затем вы должны поправить дикцию и изучить иностранные языки. Это абсолютно необходимо для певца. Но, прежде всего вы должны уметь чисто петь на своем языке. Многие ошибочно считают, что знают родной язык, но он требует не меньшего изучения, чем иностранный.

Беда с американскими девушками в том, что они вечно торопятся. Они не могут спокойно сидеть и учиться, пока не достигнут чего-то, с чем можно ехать в Европу. Они думают, что сам факт того, что они приходят сюда и поют состоявшемуся артисту, дает им некий престиж в Америке. Но это имеет противоположный эффект. Эти девушки показывают себя плохо, потому что приходят совершенно неподготовленными. Я говорю им всем: езжайте домой, и учитесь, в вашей стране много хороших педагогов. Затем, когда научитесь, приезжайте, если захотите, но не раньше, чем будете готовы».

Зальцбургский фестиваль

Незадолго до начала войны мы встретились с мадам Леман на фестивале Моцарта в Зальцбурге. Мадам Леман, как одна из величайших исполнительниц Моцарта, делала все возможное для создания мемориала композитора. Он должен был состоять из концертного зала, большой музыкальной школы и оперного театра. Фестиваль помогал этой задумке.

На первом концерте Леман исполнила длинную трудную концертную арию Моцарта. Она пела мощно, пылко, и, конечно, заслужила овации. Она была похожа на королеву в платье из атласа цвета слоновой кости и драгоценностях. В зале три кресла были расположены перед самой сценой. Одно из них занимал покровитель фестиваля герцог Юген. По окончании арии мадам Леман спустилась со сцены, и герцог подал ей руку и проводил до ее места рядом с ним.

Леман педагог

Как вокальный педагог, Леман давно признана авторитетом, и многие видные артисты являются ее учениками. Ее книга «Мое искусство петь» осветила путь многим молодым певцам, которые стремятся постичь этот тайный, скрытый от глаз инструмент — голос. Мадам Леман с помощью многочисленных объяснений и примеров помогает разобраться, как достигнуть успехов в вокальной технике.

Дыхание

О таком важном элементе вокала Леман говорит: «Никто не может петь, не подготовившись к этому мысленно и физически. Не достаточно просто хорошо петь, нужно знать, как ты это делаешь. Я использую много дыхательных упражнений без звука. Дыхание становится голосом через волевое усилие и посредством вокальных органов. Пение не требует много дыхания. Связки являются регуляторами, избавьте их от перегруза».

«В начале обучения молодой голос должен упражняться на середине диапазона и работать в обоих направлениях — вверх и вниз. Но тон никогда не должен быть напряженным, с усилием. Во время упражнений стойте перед зеркалом, так можно видеть все свои действия. Нужно упражняться по часу ежедневно. Лучше по часу в день, чем раз в неделю по 10 часов. Чувствуете ли вы себя отдохнувшим и готовым к работе утром? Если нет, вы перетрудились накануне».

Физиология

Несмотря на то, что существует много анатомических иллюстраций того или иного певческого органа, мадам Леман говорит об этом так: «Певец часто озабочен вопросами физиологии, в то время как он должен знать об этом как можно меньше».

Нос

«Певец должен иметь резонатор в носу, тогда голос будет богаче и выразительнее. Мы должны петь по направлению к носу, но не в нос».

Губы

«Губы играют большую роль в разнообразии тонов. Каждая гласная, каждое слово могут быть окрашены, как по волшебству, хорошо контролируемой игрой губ. Когда губы жесткие и неподатливые, пение бесцветно. Губы — это окончательные резонаторы, через которые тон должен пройти, и движения губ могут быть самыми разными».

Сила и беглость

Мадам Леман шутит: «Певцы без силы и беглости, как лошади без хвостов. Для беглости упражняйтесь по пять — восемь нот, сначала медленно, потом быстрее и быстрее, вверх и вниз».

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять