Cover-Ital-penie
Вокальные школы

Старая итальянская школа

Итальянское бельканто

Возможно, вы слышали, что сегодня школа пения «уже не та». Многие искренне не понимают, почему. Ведь у нас есть целая плеяда современных певцов с мировым именем, которые поют всё того же Беллини, Доницетти, Верди и Пуччини и имеют успех, как певцы 19 века. Давайте сейчас для интереса и расширения кругозора посмотрим на вокальную технику под другим углом.

Итальянское бельканто
Оперные записи на пластинках многих ставят в тупик, мы отвыкли от такого пения…

Обратимся к подходу, ныне не широко распространенному. На время забудем об артистической составляющей пения. Вокал — это ремесло со своими законами, и конечный качественный звук должен обладать определенными характеристиками, объективными и измеряемыми. И вот тут сторонники старого бельканто говорят, что мы, как слушатели, просто отвыкли от правильного пения. Какие чувства у вас возникают при прослушивании старых пластинок? Современные педагоги по всему миру преподают совсем другую технику. Сейчас нормой стал посыл «в купол», округление, пение в маску и так далее, то есть все те вещи, которыми мы пользуемся.  

Основой же старого подхода выступает гласный «А», причем именно чистый звук, без примесей «О», как это любят оперные певцы. Не секрет, что итальянский звук «А» более открытый, чем русский, он ярче и активнее. Русский «А» немного редуцируется в «О», он более вялый. Сторонники старого подхода говорят, что современное округлое пение плохо слышно, быстро портит и утомляет голос и не позволяет петь легко и свободно. Если посмотреть на великих певцов прошлого, которые и в 70-80 лет демонстрировали мощный голос без старческого оттенка, например, как Федора Барбьери, то невольно начинаешь прислушиваться к такому подходу…

Чтобы было понятнее, кого с кем сравнивать, то современные певцы, поющие новой школой, это – Нетребко, Флемминг, Бартоли, Флорес, Кауфман, Гаранча и т.д. Представители старой школы: Понсель, Тебальди, Карузо, Каллас, дель Монако, Корелли, Нильсон и т. д.  Из современных сопрано показателен пример Сайои Эрнандес (Saioa Hernandez).  

Если послушать старые записи, особенно с пластинок, то окажется, что меццо-сопрано Гаранча на нижних нотах звучит намного слабее колоратуры Галли-Курчи. Можно округлить звук и легко, мягко спуститься вниз. А можно «распялить звук» внизу на «А», и он будет громче и мощнее. Елену Образцову часто ругали за такое пение – открытое и «распяленное». Современный слушатель действительно отвык от такого.

Ещё ярчайший пример – Роза Понсель. На некоторых записях кажется, что на нижних нотах поет мужчина, а ведь это сопрано… Некоторые возразят, что это качество голоса указанных певиц, но на самом деле, это разные способы звукоизвлечения. Если прислушаться, разница в подаче звука очевидна:

Такая техника основана на чистоте каждого гласного и чёткой атаке. Современные певцы для ровности вокальной линии редуцируют гласные, чтобы они были похожи одна на другую. Так получается не «пёстрое» пение. Частично от этого происходит неразборчивость слов…

Избыток музыкальности тоже вредит пению. Сейчас много «подснятого» piano, как бы «шепча», очень мягкого пения. Сторонники старой школы говорят, что настоящее театральное пение всегда полноценно опертое и мощно звучит, даже на piano. Что касается атаки, то сейчас в ходу очень мягкая атака с уже округленным звуком. Раньше атака была более четкая во всех отношениях.

Послушав разные записи, которых в Youtube очень много, можно сравнить и ясно услышать разницу. Есть целые сообщества, посвященные такой технике, например, This is opera! На Youtube. Другое дело, что КАК петь, каждый решает для себя сам. Времена меняются, и сейчас больше приходится говорить не про школы, а про стили пения. Есть, например, стиль большой оперы, есть романсовый стиль, есть кроссовер и т.д. Главное, чтобы большой опере не пели песенным стилем…

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять