Как научиться петь у птиц. Теория. | Опера и вокал
Опера и вокал

Как научиться петь у птиц? Часть 1. Теория.

Нейробиология занимается изучением всего, что связано с мозгом. Чем больше мы узнаем о том, как и почему мы поем, тем больше возможностей у нас для того, чтобы улучшить свое пение. В наше время доказано, что мозг нейропластичен, то есть он может создавать новые нейронные связи на протяжении всей жизни. Это означает, что научиться игре на фортепиано можно и в 80 лет.

Для певцов это так же хорошая новость, так как дает шанс вновь адаптироваться к пению после серьезных неврологических заболеваний, например, после неврита лицевого нерва (односторонний паралич). Буквально это значит, что можно перестроить свой мозг, чтобы научиться вновь воспроизводить звуки, используя определенные группы мышц.

Птичка певчая

При чем здесь птицы? И люди, и птицы обладают певческим инстинктом, который лежит в основе вокального искусства. На самом деле, птица — образцовый инструмент для вокализации. Американский профессор Университета Рокфеллера Эрих Джарвис возглавляет команду исследователей, изучающих нейробиологию вокального обучения. Вместе с коллегами Джарвис изучает певчих птиц, попугаев, колибри.

NB. Эта тема достаточно обширная и интересная, но в рамках одной статьи ее не раскрыть. Для владеющих английским и интересующихся, рекомендую поискать на Youtube видео по запросу Erich Jarvis.

Птицы оказались довольно умными созданиями, имеющими свои стратегии обучения. Человек так же может применить их подход, используя силу слушания, мысли и повторения. В самом деле, если попугаи могут воспроизводить различные звуки по команде, то вы уж точно можете пробраться сквозь неудобную каденцию.

Певцы обычно одержимы тем, КАК мы поем. Мы потратили столетия, анализируя физический процесс пения: что должно происходить с гортанью, а с языком, а с дыханием? И это действительно важно. Но иногда надо обратиться к чему-то попроще.

Итак, есть певчие птицы. Это небольшой класс животных, уникальных в своем общении. Они способны имитировать новые звуки и изменять то, что они слышат, чтобы производить более сложные вокализации. Похоже на человека, правда?

Есть только несколько видов животных, способных к вокальному обучению: птицы (попугаи, зяблики, колибри и прочие, но, естественно, не все птицы являются певчими), летучие мыши, киты, дельфины, тюлени, слоны. Эти животные имеют эволюционное преимущество, в том числе (примерьте на себя, как на певца, нижесказанное):

  • Уникальную идентификацию — отличить индивидов внутри популяции.
  • Улучшенную коммуникацию — включая выражение эмоций «помогите, меня сейчас съедят!» или «Здесь вкусные бананы».
  • Привлечение партнеров — «сексуальные песни» являются движущей силой отбора у птиц (ну как не вспомнить рок-звезд или «Хабанеру»)
  • Возможность не затеряться в окружающей среде — в море других звуков важно выделиться, как и при пении с оркестром.

Как и люди, певчие птицы учатся своему вокальному репертуару у родителей. Другими словами, обучающиеся вокалу птицы, как и люди, приобретают и совершенствуют свои песни с помощью трех простых шагов:

  • Слушание: начиная с небольших паттернов и со временем постепенно изменяя их (по одному за раз). Повторение важно уже на этапе прослушивания, чтобы запомнить звуковые палитры.
  • Практика: птицы практикуют шаблоны поэтапно с большим количеством повторений
  • Развитие самостоятельности: как только птицы усердно поработают над образцами своего наставника, они начинают адаптировать свой собственный уникальный стиль.
    Как это соотносится с вашей собственной вокальной работой? Похоже, правда?

Когда мы совершенствуем наши вокальные способности, мы очень быстро проходим через несколько шагов. У человека весь процесс так же начинается с прослушивания. Именно так наш мозг получает свои образцы звуков, фонем, структуры слов, языка, песни и т. д. Далее происходит обработка, то есть информация упорядочивается. Дальше мы МОЛЧА думаем о том, что озвучить. Потом идет добавление индивидуальных черт, вроде эмоции, намерения, тона. Затем МОЛЧА думаем о том, КАК вокализировать. Наконец, подается финальный моторный сигнал для выполнения задачи.

Вокал птицыКогда ученые только открыли такую схожесть вокализации у человека и птиц, это было сенсацией. Более того, в нашем мозге нейронный путь вокализации находится рядом с путем для управления нашими конечностями. Ученые обнаружили, что пение помогает больным с болезнью Паркинсона улучшить свою походку. Усиление соседних нейронных путей для пения, влияют на те, которые контролируют конечности. Поэтому в следующий раз, когда вы будете активно жестикулировать при пении, знайте, что ваш вокал и двигательные сигналы конечностей — это друзья-соседи. То есть излишняя жестикуляция при пении раздражает слушателя и считается неприемлемой, но время от времени все же есть смысл дать себе свободу и позаниматься с движениями рук в разные стороны.

Кроме того, во время пения мы часто думаем о тысяче вещей: поза, челюсть, язык, губы, дыхание, вибрато, интонация, мелодия и текст ритм, окраска звука, характер произведения, эмоции, музыкальность, произношение и прочее и прочее. Но используя модель птиц, мы можем упростить все эти вещи, хотя бы на начальном этапе. Да, они имеют ценность, но птица никогда не думает о своей гортани…

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять