Дирижеры и оркестр в опере
Про оперу

Дирижёры и оркестр в опере

В опере певцов сопровождает симфонический оркестр. Без него трудно представить оперный театр как таковой. Сегодня мы погрузимся в историю оркестра, его состав, а также вспомним имена самых прославленных дирижёров, которых должен знать каждый певец.

Что такое оркестр

Итак, оркестр – это большой коллектив музыкантов, совместно исполняющих произведение. Почему он называется именно симфоническим? Потому что возник в период венской классики вместе с появлением жанра симфонии.  А само слово оркестр происходит от «оркестры», обозначавшей в Древней Греции место перед сценой, на котором стоял хор.

Изначально музыканты в оркестре могли быть самыми разными, постоянного состава не было. Но с течением долгого времени сложились определенные виды оркестра (духовой, симфонический, эстрадный, оркестры народных инструментов и пр.), соответственно которым закрепились и «наборы» инструментов, в нем участвующих.

Рассадка в оркестре

Разумеется, музыканты занимают свое место в симфоническом оркестре не в случайном порядке. Если вы замечали, они рассаживаются «веером» перед дирижёром. Инструменты расположены по группам:

Медные духовые:

Медные духовые инструменты
Валторна, труба, тромбон и туба
  1. Валторны – 4 музыканта
  2. Трубы – 2 музыканта
  3. Тромбоны – 3 музыканта
  4. Туба одна:))

В зависимости от произведения может быть и больше музыкантов. 

Деревянные духовые

Деревянные духовые инструменты
Флейта, гобой, кларнет и фагот

Это флейты, гобои, кларнеты, фаготы.

Кроме перечисленных инструментов, есть еще дополнительный видовой состав, если это необходимо (флейта-пикколо, английский рожок, бас-кларнет и контрафагот). И размер оркестра в целом обозначается именно по количеству деревянных духовых: если две флейты, два гобоя и пр. – это двойной состав оркестра, если две флейты и флейта-пикколо, два гобоя и английский рожок и пр. – это тройной состав. Бывают четверные и пятерные составы (добавляются, например, гобой д’амур, вагнеровские валторновые трубы и пр.)

Струнные смычковые:

Струнные смычковые инструменты
Скрипка, под ней альт, правее виолончель и контрабас
  1. Первые скрипки — 10-18 музыкантов
  2. Вторые скрипки — 8-16 музыкантов
  3. Альты – 6-14 музыкантов
  4. Виолончели – 6-12 музыкантов
  5. Контрабасы – 4-8 музыкантов

Струнных так много, потому что их звук самый слабый. Когда одна скрипка и один тромбон играют вместе, скрипку не слышно. А в оркестре важен баланс. Поэтому струнных так много и сидят они ближе к слушателю.

Ударная группа:

Ударные инструменты
Литавры, тарелки, бубен, треугольник и кастаньеты
  1. Литавры — обязательны
  2. В зависимости от произведения также барабаны, тарелки, треугольник, бубен, кастаньеты и пр.

Собственно рассадка этих групп инструментов может быть разной. В основном приняты американская и немецкая. На рисунке ниже представлена американская рассадка:

Американская рассадка оркестра
Американская рассадка оркестра

В немецкой виолончели меняются местами со вторыми скрипками, а контрабасы — слева. Медные духовые инструменты сдвигаются направо, в глубь сцены, а валторны смещаются налево. Ударные при немецкой раскладке располагаются ближе к правой кулисе.

Голос и оркестр

Даже самому неискушенному зрителю понятно, что отношения голоса и оркестра в опере могут быть очень напряжёнными. Вот стоит певец на сцене, а между ним и слушателем еще полнозвучная яма инструменталистов, которую надо «покрыть» или «перекрыть». То есть яма не должна заглушить певца.

Оркестровая яма
Оркестровая яма, вид сверху

Такая проблема существовала не всегда. В ранних операх до XVII века аккомпанирующий ансамбль музыкантов был немногочисленным: струнные, клавесин, возможно, лютня. К 1720-м годам оперные композиторы потихоньку стали добавлять новые инструменты к сопровождению. К струнным присоединились духовые. В XVIII веке задача для голоса всё еще была посильной: десяток скрипок, пара альтов и виолончелей, контрабас.

А дальше пришёл XIX век. Развитие симфонии, немцы, Вагнер — и вот уже нужно перекричать сотню инструментов, включая медные духовые… У Вагнера оркестр — отдельное действующее лицо или рассказчик, в котором информации о сюжете может быть больше, чем в арии у певца. Поэтому важным требованием к голосам стала полётность и способность перекрыть оркестр. Делается это с помощью правильной вокальной техники (верное дыхание, резонаторы и пр.) и грамотного дирижёра, умеющего работать с голосами.

Дирижёр

Дирижёр в опере

Немногие профессии вызывают больше удивления, трепета и таинственности, чем дирижёры. Среди обывателей и вовсе распространен вопрос, зачем нужен дирижёр. Ведь он просто стоит и машет палочкой, неужели оркестр не сыграет без него? Нет, не сыграет. Или сыграет не так, как нужно)) Дирижёр — руководитель разучивания и исполнения музыки (само слово произошло от французского diriger — управлять). Ему принадлежит художественная интерпретация партитуры. Он обеспечивает слаженность и техническое совершенство исполнения.

Как появились дирижёры

Дирижёр существовал не всегда. Когда-то давно ансамблем музыкантов руководил клавесинист или органист. Он исполнял свою партию или бас и определял темп, подчеркивал ритм. Потом клавишные перестали играть важную роль в оркестре, и руководить стал первый скрипач. По мере роста коллектива музыкантов понадобился отдельный человек для руководства.

В XIX веке появился дирижёр в почти современном понятии слова. Только стоял он лицом к публике, а спиной к оркестру, что было, понятное дело, неудобно. Немецкие композиторы Феликс Мендельсон и Рихард Вагнер отказались от такого положения, и дирижёр повернулся к оркестру лицом.

Дирижёрская палочка
Дирижёрская палочка

Примерно тогда же для дирижирования стали использовать небольшую деревянную палочку. До этого обычно дирижировали рукой или большой тростью баттутой (от итальянского battere — ударять). Ею отбивали ритм. Конечно, это было «шумное дирижирование», и в XVIII веке от этого отказались. Кроме того, французский композитор Жан-Батист Люлли, дирижируя своим произведением Te Deum, так увлёкся, что нанёс сильный удар по своей ноге. Травма оказалась роковой: из-за нарыва у композитора развилась гангрена, от которой он и скончался.

Знаменитые оперные Маэстро

Дирижёр – душа оркестра. Так же как пианисты, исполняя одну и ту же пьесу, играют ее по-разному, дирижёр подчеркивает в произведении определенные темы, смягчает и затушевывает другие. Одним словом, создает трактовку музыки. Понятно, что дирижёр должен быть широкообразованным музыкантом: знать историю музыки и других искусств, разбираться в стилях и эпохах, обладать великолепным слухом и, желательно, владеть каким-либо инструментом.

В истории музыки было много выдающихся мастеров дирижирования. Сегодня мы вспомним некоторых из тех маэстро, которых мы можем услышать в оперных записях, и имена которых должен знать каждый певец:

Тосканини, Фуртвенглер, Бичем
Тосканини, Фуртвенглер, Бичем

АРТУРО ТОСКАНИНИ (1867-1957)

Один из первых крупных международных дирижёров современности, итальянский маэстро Артуро Тосканини может похвастаться ошеломляющей почти 60-летней карьерой, в течение которой он произвел бесчисленное количество записей, представил основные произведения оперного репертуара и почти единолично сформировал исполнительскую практику первой половины XX века.

ВИЛЬГЕЛЬМ ФУРТВЕНГЛЕР (1886-1954)

Вильгельм Фуртвенглер был уважаемым немецким дирижёром, а также композитором. Он занимал должности дирижёра самых престижных немецких оперных театров и оркестров, в том числе в Берлинском филармоническом оркестре, Берлинской капеллы, Государственной оперы Унтер-ден-Линден и Лейпцигского оркестра, по существу доминировал на немецкой музыкальной сцене в период с 1920 по 1945 год.

Сэр ТОМАС БИЧЕМ (1879-1961)

Сэр Томас Бичем, несомненно, является одной из центральных фигур британской музыки ХХ века. Он стал основателем Нового симфонического оркестра (1906 год), Лондонского филармонического (1932 год) и Королевского филармонического оркестра (1946 год), которые и по сей день остаются крупнейшими коллективами.

Самосуд, Бём, фон Караян
Самосуд, Бём, фон Караян

Самуил Абрамович САМОСУД (1884-1964)

Русский и советский дирижёр, педагог, виолончелист Самуил Абрамович Самосуд начал свой путь еще в Российской империи, дирижировал спектаклями с участием Фёдора Шаляпина, а затем сыграл важную роль в музыкальной жизни СССР. Под его управлением состоялись первые постановки опер советских композиторов.

КАРЛ БЁМ (1894-1981)

Дирижёр австрийского происхождения Карл Бём — ведущая фигура в исполнении немецкого оркестрового и оперного репертуара, а его записи произведений Рихарда Штрауса называют образцовыми. Его связывала долгая дружба с композитором, что привело к глубокому пониманию не только самих произведений, но и первоначальных замыслов Штрауса.

ГЕРБЕРТ ФОН КАРАЯН (1908-1989)

Титаническая фигура ХХ века, австриец Герберт Фон Караян считается одним из самых важных и известных дирижёров всех времен. Его долгая и впечатляющая карьера сформировала лицо исполнительской практики XX века и установила стандарт современного видения фигуры дирижёра. Причем Караян был одним из первых дирижёров, которые действительно стали «крупной знаменитостью» во всех смыслах слова.

Хайкин, Шолти, Бернстайн
Хайкин, Шолти, Бернстайн

Борис Эммануилович ХАЙКИН (1904-1978)

Народный артист СССР Борис Эммануилович Хайкин один из крупнейших советских дирижёров. Основные достижения маэстро связаны с интерпретациями русской, итальянской и французской оперной классики. Современники отмечали непревзойдённый артистизм дирижёра, его исполнительский вкус и понимание стиля. За свою полувековую карьеру Хайкин поработал в главных театрах страны (Малом и Кировском в Ленинграде и Большом и Станиславского и Немировича-Данченко в Москве).

ГЕОРГ ШОЛТИ (1912-1997)

Британский дирижёр, родившийся в Венгрии, сэр Георг Шолти — центральная фигура в истории эпохи звукозаписи и монументальный персонаж музыки XX века, который привёл Чикагский симфонический оркестр к его нынешнему статусу крупного американского оркестра за время своего длительного пребывания в должности с 1969 по 1991 год.

ЛЕОНАРД БЕРНСТАЙН (1918-1990)

Хотя каждый дирижёр в этом списке является выдающимся музыкантом, лишь немногие из них имеют столько наград, как Леонард Бернстайн. Крупный дирижёр, композитор, педагог и пианист, Бернстайн родился и получил образование в Америке. Его карьера продолжалась более 50 лет, в течение которых он руководил самыми важными оркестрами мира, включая Нью-Йоркский филармонический и Венский филармонический оркестры. Его записи по сей день считаются обязательными для любой музыкальной коллекции.

Голованов, Серафин, Мелик-Пашаев
Голованов, Серафин, Мелик-Пашаев

Николай Семёнович ГОЛОВАНОВ (1891-1953)

Советский дирижёр, хормейстер, пианист, композитор, педагог, народный артист СССР Голованов возглавлял сразу два главных оркестра страны: Большого театра и Всесоюзного радио. Он посвятил опере почти всю жизнь, проработал в Большом в совокупности около четверти века. Участвовал Голованов и в работе оперной студии Станиславского при Большом театре. Как пианист часто выступал со своей супругой, певицей Антониной Неждановой, которой посвящал и свои романсы. Они стали той немногочисленной собственной музыкой Голованова, исполненной при его жизни на публике. Пользоваться правом дирижёра и включать свои сочинения в концертные программы он считал неэтичным. А свою церковно-хоровую музыку после революции он по понятным причинам сочинял «в стол».

ТУЛИО СЕРАФИН (1878-1968)

Туллио Серафин — выдающийся представитель итальянской школы дирижирования. В своё время он сменил Артуро Тосканини на посту главного дирижёра Ла Скала. Среди певиц, с которыми он работал были Роза Понсель, Мария Каллас и Джоан Сазерленд. Он был одним из ведущих дирижёров Метрополитен-опера, в Италии возглавлял театр «Коммунале» и фестиваль «Флорентийский музыкальный май».

Александр Шамильевич МЕЛИК-ПАШАЕВ (1905-1964)

Легендарный дирижёр Большого театра, композитор, народный артист СССР. Уже в 18 лет он впервые встал за пульт в родном Тбилиси. В дальнейшем все лучшие достижения Мелик-Пашаева связаны с Большим театром, которому он посвятил 30 лет своей жизни. Даже во время войны, будучи в эвакуации, он продолжал выступать и писать музыку. Среди его сочинений две оперы, симфония, романсы. Характерными чертами творчества Мелик-Пашаева называли естественность и одухотворённость, преобладание светлых и жизнерадостных тонов. Современники отзывались о нём, как об интеллигентном, доброжелательном и ранимом человеке.

Светланов, Клайбер, Аббадо
Светланов, Клайбер, Аббадо

Евгений Фёдорович СВЕТЛАНОВ (1928-2002)

Дирижёр, композитор, пианист, публицист, народный артист СССР Евгений Фёдорович Светланов родился в семье оперных артистов, а потому с театром был связан с самого детства. В Большом он дебютировал с оперой Римского-Корсакова «Псковитянка». И через 45 лет этой же оперой Светланов завершил свой путь в Большом театре. Он был также руководителем Государственного академического симфонического оркестра СССР, который теперь носит имя маэстро. Светланов оставил многочисленные записи, среди которых титанический труд «Антология русской симфонической музыки».

КАРЛОС КЛАЙБЕР (1930-2004)

Широко считается одним из самых талантливых, противоречивых, эклектичных и загадочных дирижёров второй половины XX века. Хотя он в первую очередь известен как оперный дирижёр, его работа в симфоническом жанре, особенно в симфониях Бетховена, столь же внушительна. Среди наиболее значимых качеств Клайбера, несомненно, важно отметить его виртуозную, почти танцевальную технику дирижирования. Основанная на больших лирических движениях, но способная к самому мягкому пианиссимо, она сделала его особенно подходящим для крупномасштабных произведений позднеромантической традиции, причем опера Рихарда Штрауса «Кавалер розы» была одним из краеугольных камней его репертуара.

КЛАУДИО АББАДО (1933-2014)

Аббадо был крупной фигурой итальянской музыки второй половины XX века и одним из самых успешных и известных дирижёров в истории. Его долгое пребывание во главе Берлинского филармонического оркестра и миланского театра Ла Скала принесло ему колоссальную репутацию выдающейся личности как в симфоническом, так и в оперном репертуаре. Владея утончённой техникой, Аббадо обладал элегантным репертуаром движений, которые он использовал вместе со своей характерной серьезностью, чтобы с абсолютной лёгкостью и убедительностью справляться с широким репертуаром от Бранденбургских концертов Баха до «Воццека» Альбана Берга.

Превитали, Джулини, Маазель
Превитали, Джулини, Маазель

ФЕРНАНДО ПРЕВИТАЛИ (1907-1985)

Дирижёр, тесно связанный с итальянским репертуаром, особенно с операми Верди. Был художественным руководителем Национального симфонического оркестра RAI с 1936 по 1953 год и дирижировал циклом Верди в 1951 году, в ознаменование 50-летия со дня смерти композитора. Дирижировал во всех крупных оперных театрах Италии.

Карло Мария ДЖУЛИНИ (1914-2005)

Итальянский дирижёр, получивший наибольшее признание в немецко-австрийской симфонической музыке, интерпретации опер Верди и Моцарта, а также духовной музыки. Основал симфонический оркестр Миланского радио. Дебютировал в Бергамо с «Травиатой» Верди, там же началось его сотрудничество с Марией Каллас. Благодаря записям для лейбла EMI в середине 50-х годов Джулини стал известен далеко за пределами Италии. Он ставил спектакли вместе с Висконти и Дзхеффирелли, много гастролировал и активно дирижировал оперой вплоть до 1967 года, после чего сосредоточился больше на симфоническом жанре.

ЛОРИН МААЗЕЛЬ (1930-2014)

Маазель был вундеркиндом, дебютировав в возрасте восьми лет. Он обладал превосходной техникой, о которой однажды сказал: «Я не признаю технику дирижирования палочкой как таковую. Я не думаю, что мне когда-либо приходилось делать одно и то же движение дважды в одном и том же музыкальном такте. Цель состоит в том, чтобы найти движение, которое отвечает потребностям конкретного музыканта в конкретный момент. Исполнителя нужно успокоить, чтобы он знал, где он находится и чего от него ждут, и мог сосредоточиться на красоте тона. Здесь нет никакой магии».

Конечно, в рамках одной статьи невозможно упомянуть всех выдающихся дирижёров. Среди знаковых имён в истории оперы: Отто Клемперер, Виктор де Сабата, Бруно Вальтер, Марк Эрмлер, Джузеппе Патане, Жорж Претр, Франческо Молинари-Праделли, Габриэль Сантини, Джеймс Ливайн, Юрий Хатуевич Темирканов, Зубин Мета, и, конечно, один из главных дирижёров современности, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Абисалович Гергиев и многие другие.

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять