Лучшие оперные записи

Любители оперного искусства во все времена стремились получить в свою коллекцию лучшие записи любимых опер. Можно долго спорить о том, что запись не передает истинного звучания оркестра и голосов, но то, что мы может хоть немного прикоснуться к искусству великих, само по себе прекрасно.  Конечно, в классической музыке, как и в других жанрах, есть свои топ-10, “The best” и всевозможные рейтинги. И среди них есть записи, которые заслужили признание нескольких поколений. Сегодня мы вспомним некоторые из них, конечно, в случайном порядке, а не по значимости.

Вагнер КОЛЬЦО НИБЕЛУНГА (Шолти)

Decca; Георг Шолти; Кристен Флагстад (Фрика), Густав Найдлингер (Альберих), Режин Креспен (Зиглинда), Джеймс Кинг (Зигмунд), Биргит Нильссон (Брунгильда), Джордж Лондон (Вотан), Вольфганг Виндгассен (Зигфрид), Джоан Сазерленд (Голос лесной пташки), Хаген (Фрик), Дитрих Фишер-Дискау (Гюнтер), Криста Людвиг (Вальтраута) и др.; Венский филармонический оркестр; Хор Венской оперы; 1956–1965.

Легендарная запись тетралогии Вагнера. В свое время, когда запись была на стадии проекта, находились скептики, утверждающие, что ее невозможно будет продать. Однако эта запись «Das Rheingold» 1956 года доказала, что может привлечь внимание публики. Пластинки не только продавались, но и взлетели в чарты.

Дирижер Георг Шолти настаивал на длинных дублях и пении без партитур, чтобы сохранить ощущение живого выступления. Певцы двигались по студии, как они двигались бы в реальной постановке. Более того, были использованы звуковые эффекты, обычно применяемые при живом исполнении.

Споры об интерпретации Шолти есть и сейчас. Ее сравнивают с плавной манерой Вильгельма Фуртвенглера. Но Шолти, несомненно, ощущает масштаб, освещает образы Вагнера, природные движущие силы, при этом запись не лишена тепла, нежности и ясности.

Не менее выдающимся, конечно, является и исполнительских состав, все еще непревзойденный – удивительный ансамбль Вагнера, охватывающий три эпохи, от Кирстен Флагстад и Сета Сванхольма до Ханса Хоттера, Биргит Нильссон и множества молодых голосов, таких как Эберхард Вехтер, Джеймс Кинг, Хельга Дернеш. Брунгильда Нильссон — стальная и неутомимая, но в то же время полная страстной женственности. Ее отец Вотан, крепко спетый Джорджем Лондоном в «Рейнгольде», созревает в Зигфриде и Валькире в измученное, уставшее от мира божество Ганса Хоттера. Зигфрид Вольфганга Виндгассена запечатлен поздновато, но все еще достаточно молодым. Необычайно героический Гюнтер Дитриха Фишера-Дискау и поразительная, хотя и плохо артикулированная Лесная птичка Джоан Сазерленд добавляют звездного статуса записи.

Пуччини ТОСКА (де Сабата)

Warner Classics; Виктор де Сабата; Мария Каллас (Тоска), Тито Гобби (Скарпиа), Джузеппе ди Стефано (Каварадосси); Оркестр и хор Ла Скала; 1953.

Эту запись «Тоски» с Марией Каллас многие критики называют лучшей. Пластинка была записана летом 1953 года в разгар миланской жары и включает в себя всю раскаленную добела страсть этой самой театральной оперы Пуччини. Дирижер Виктор де Сабата и продюсер Уолтер Легге, будучи отъявленными перфекционистами, настаивали на бесконечных дублях, но оно того стоило. Ставка сделана на трех главных исполнителей, которые проводят слушателя через волнующее путешествие по человеческим страстям. Каллас здесь полностью в своей стихии, Гобби, не играющий пантомимы, а излучающий жестокость, Ди Стефано с его восхитительным ярким тембром показывает убедительный характер Каварадосси во всех регистрах, а не только на верхах.

Но что выделяет эту запись, так это внимание к деталям, тщательная проработка мелких моментов в партитуре Пуччини, которые легко упускаются из виду: то, как, например, Тоска подходит к Скарпиа, как нагло спрашивает его цену; или ледяной холод, за которым следует взрыв огня в тех долгих нотах в конце второго акта.

Гершвин ПОРГИ И БЕСС (Рэттл)

EMI; Сэр Саймон Рэттл; Уиллард Уайт (Порги), Синтия Хеймон (Бесс) и др.; Лондонский Филармонический Оркестр; хор Глайндборнского фестиваля; 1988.

Постановленная на Глайндборнском фестивале «Порги и Бесс» в 1988 году подтвердила свой статус не только как шедевра Гершвина, но и как одной из величайших опер.

Полученная запись воссоздает пьянящую, тяжелую атмосферу, в которой нет ни одного слабого момента игры или пения благодаря идеальному сочетанию тщательной подготовки и спонтанности.

Сэр Саймон Рэттл идеально описывает события, и каждый персонаж полностью убедителен вокально и актерски – и даже не пытайтесь сопротивляться слезам, когда вечно обнадеживающий Порги Уилларда Уайта в конце отправляется в путь.

Моцарт ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА (Клемперер)

EMI; Николай Гедда (Тамино), Гундула Яновиц (Памина), Луция Попп (Царица ночи), Уолтер Берри (Папагено), Готлоб Фрик (Зарастро) и др.; Отто Клемперер; 1964.

Актерский состав записи Отто Клемперера 1964 года образцовый в оперном мире того времени. Блестящие Николай Гедда и Гундула Яновиц создают незабываемых Тамино и Памину. Это “Флейта”, полная радости и мудрости, с персонажами, которые являются неземными, но в то же время узнаваемыми и близкими нам по-человечески.

Берг ЛУЛУ (Булез)

Deutsche Grammophon; Пьер Булез; Тереза Стратас (Лулу), Ивонн Минтон (Графиня Гешвиц) и др.; Оркестр Парижской оперы; 1979.

Берг так и не закончил оркестровку своей второй оперы «Лулу», мрачной драмы в трех действиях с трагической антигероиней. Его жена Хелен запретила ее завершение, разрешив исполнять только двухактную версию. Но после ее смерти композитор и дирижер Фридрих Серха взял на себя задачу закончить оперу: эта версия увековечена здесь под управлением Пьера Булеза. Тереза Стратас — незабываемая Лулу.

Р. Вагнер ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА (Фуртвенглер)

EMI; Вильгельм Фуртвенглер; Кирстен Флагстад (Изольда), Людвиг Зутхаус (Тристан), Бланш Тебом (Брангена), Дитрих Фишер-Дискау (Курвенал); Лондонский оркестр Филармония; 1952.

Эта превосходная запись сделана в Лондоне в 1952 году. Она была первой полной записью «Тристана и Изольды» и содержит несколько длинных отрывков из любовного дуэта во втором акте и бреда Тристана в третьем акте, которые многие любители этого произведения никогда раньше не слышали. Здесь мы можем насладиться искусством величайшей Изольды своего времени Кирстен Флагстад, сияющей в свои 57 лет, и Тристаном Людвига Зутхауса, которого Вильгельм Фуртвенглер вдохновил на необычайные высоты. Филармонический оркестр тоже находится на своем абсолютном пике. Уникальная интенсивность и непрерывность музыкального полотна улавливаются, как никогда раньше, благодаря длинным дублям. Фуртвенглер ненавидел звукозапись, но был поглощен процессом после того, как услышал тестовые записи. Маэстро сказал, что никогда раньше не понимал, насколько «Тристан» великое произведение.

Яначек КАТЯ КАБАНОВА (Маккеррас)

Decca; сэр Чарльз Маккеррас; Элизабет Сёдерстрём (Катя Кабанова), Петер Дворски (Борис), Владимир Крейчик (Тихон), Надежда Книплова (Кабаниха); Венский филармонический; 1977.

Запись была выпущена в 1977 году, в те годы, когда Decca была на пике своего могущества как независимый лейбл. Эта запись открыла новые измерения в исполнении Яначека, и ее успех положил начало полному циклу опер под управлением Чарльза Маккерраса. Он с непревзойденным мастерством дирижировал этой самой трогательной из опер. Рукопись Яначека была почти неразборчива, но применив свои навыки музыковеда, Маккеррас создал окончательный вариант партитуры. Потрясающая, бурлящая игра Венского филармонического оркестра, пронзительное исполнение Элизабет Сёдерстрём в главной роли и непревзойденный звук Decca — все это вместе взятое создало одну из поистине классических оперных записей.

Штраус КАВАЛЕР РОЗЫ (фон Караян)

EMI; Герберт фон Караян; Элизабет Шварцкопф (Герцогиня Верденберг), Криста Людвиг (Граф Октавиан), Николай Гедда (итальянский певец), Отто Эдельман (Барон Окс фон Лерхенау) и др.; Хор и оркестр “Филармония”, Лондон; 1957.

В 1957 году актерский состав мечты собрался для до сих пор непревзойденной записи оперного шедевра Штрауса. Оркестр в блестящей форме и Элизабет Шварцкопф дает лучшее в своей жизни представление. Страсть Караяна к музыке вырывается из динамиков, а теплая стерео запись продюсера Уолтера Легга придает всему незабываемую красоту.

Беллини НОРМА (Серафин)

EMI; Туллио Серафин; Мария Каллас (Норма), Криста Людвиг (Адальжиза), Франко Корелли (Поллион) и др.; Ла Скала; 1960.

И вновь Мария Каллас. Голос примадонны образца 1954 года, возможно, был более подходящим для записи шедевра бельканто Беллини, и мы имеем эту запись под управлением Туллио Серафина. Но есть еще версия 1960 года, опять же с Серафином у руля, наполненная гораздо большей драматичностью. И здесь актерский состав мечты: Каллас, а так же Криста Людвиг, Франко Корелли и Никола Заккария, ценное приобретение для любой музыкальной библиотеки.

Моцарт СВАДЬБА ФИГАРО (Клайбер)

Decca; Эрих Клайбер; Чезаре Сьепи (Фигаро), Хильда Гюден (Сюзанна), Лиза Делла Каса (Графиня), Альфред Пёлль (Альмавива), Сюзанна Данко (Керубино); Венский филармонический; 1955.

Венская запись комической оперы Моцарта под управлением Эриха Клайбера с Чезаре Сьепи в главной роли и Хильде Геден в роли уникально очаровательной Сюзанны остается непревзойденной по разворачивающейся драме и чистой музыкальности. Чувство времени у блестящего австрийского дирижера почти сверхъестественное, он заставляет действие двигаться с невероятной скоростью, но точно знает, когда нужно позволить музыке немного задержаться.

Бетховен ФИДЕЛИО (Клемперер)

EMI; Отто Клемперер; Криста Людвиг (Леонора), Джон Викерс (Флорестан), Готлоб Фрик (Рокко) и др.; оркестр Филармония; 1962.

Отто Клемперер как никто близок к единственной опере Бетховена (записывал ее трижды!), сложному произведению для исполнения. Эта его запись 1962 года в сотрудничестве с легендарным продюсером Уолтером Легге величественна и грандиозна. Криста Людвиг, скорее меццо, чем настоящее сопрано, привносит темные тона в роль Леоноры.

Яначек ЕНУФА (Маккеррас)

Decca; Чарльз Маккеррас; Элизабет Сёдерстрём (Енуфа), Ева Рандова (Церковная сторожиха), Веслав Охман (Лаца) и др.; Венский Филармонический; 1982.

Запись, которая, как и «Катя Кабанова» Маккерраса, сделала много для того, чтобы оперы Яначека заняли центральное место в репертуаре по всему миру. Элизабет Седерстрем играет главную роль, но эта запись полностью посвящена силе ужасающей, но в то же время нежной Сторожихи-меццо Евы Рандовой.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять