Cover-Don-Quichotte

Жозе ван Дам о Дон Кихоте

Жозе ван Дам — бельгийский оперный певец (бас-баритон). Его карьера длилась 50 лет, с 1960 по 2010 год, в течение которых он спел огромный репертуар с 250-летним диапазоном: от Баха до Мессиана, включая французскую, итальянскую, немецкую и русскую оперу, французскую камерную музыку, немецкие Lieder и оратории. Им восхищались не только за его виртуозное владение голосом, но и за понимание самых разных стилей и поразительное разнообразие красок, которое он передавал в музыке. Ван Дам одинаково хорошо чувствовал себя в драматических, лирических и комических ролях. Его вокальный и психологический диапазон позволил ему идеально воплотить главный образ в опере Массне “Дон Кихот”. В 2018 году Дж. Толански взял любопытное интервью у Жозе ван Дама о рыцаре печального образа.

Жозе ван Дам

Для меня Дон Кихот – это портрет художника, потому что он щедр духом, каким и должны быть художники, он наивен, как и многие художники, и он влюблен — не только в Дульсинею, но и вообще в жизнь. В этом смысле он для меня художник, потому что он на самом деле не осознает реальный мир, в котором живет. Мы очень ясно видим это в романе Сервантеса, если у нас есть время прочитать его, так как он очень длинный. Итак, Дон Кихот для меня — художник со всей добротой, щедростью и наивностью, которые должны быть присущи хорошему художнику.

Можем ли мы говорить, что в этой опере есть автобиографический элемент? Возможно ли, что Массне, не обязательно сознательно, испытывал внутреннее чувство самоидентификации с Кихотом?

Я не много читал о жизни Массне, но я думаю, что, как и Дон Кихот, он был очень хорошим человеком, а также очень романтичным, и вполне возможно, что в опере есть своего рода автобиографическая связь.

Вы упомянули, что Кихот не осознает реальный мир, а ведь это глубоко пронзительное качество, почти печальное.

Он испытывает ностальгию. С Санчо Пансой их ситуация немного похожа на Дон Жуана и Лепорелло в одном отношении: как и Лепорелло, Санчо видит вещи такими, какие они есть. Он всегда боится за своего хозяина, как, естественно, и за себя, как и Лепорелло. Кроме того, и Дон Кихот, и Дон Жуан, они оба сломя голову бросаются вперед в жизни, чтобы достичь своей цели в отношении женщин – но, конечно, их взгляды и чувства к женщинам совершенно разные! Дон Кихот романтичен и идеалистичен, полная противоположность Дон Жуану – и для меня это еще раз подчеркивает, что он действительно художник. Конечно, опера не совсем то же самое, что роман, и каждый исполнитель «Дон Кихота» видит его по-своему. Нелегко угодить всем, но я думаю, что, если вы поете и истолковываете роль правдиво, каждый человек найдет того Дон Кихота, которого он ищет.

И, возможно, в интерпретации этой роли необходим очень тонкий баланс между нереальной фантазией и на самом деле реальным и большим мужеством – потому что при всех его мечтах, когда Кихот противостоит бандитам, он абсолютно и искренне готов умереть за свою любимую Дульсинею.

О да, действительно. И это потому, что Дон Кихот очень религиозен, и он действительно верит в Бога – вот почему он поет эту молитву “Seigneur, reçois mon âme” (“Господи, прими мою душу”). Поскольку он верующий, он не боится смерти. И он умрет за Дульсинею, потому что он пытался вернуть ожерелье для нее, и поэтому, с Богом за спиной, его наивность и, я почти могу сказать, что его девственность заставляют его не бояться физической смерти.

Но потом, позже, именно его ментальная смерть действительно сокрушает его. После того, как он подарит найденное ожерелье Дульсинее и спросит ее, станет ли она его женой…. И она разражается смехом…. Вот здесь настоящая смерть Дон Кихота. Дульсинея лишь слегка подшучивает над ним, но это его смерть, потому что она была его целью в жизни, а потом вдруг ее больше нет рядом из-за того, что она говорит. Здесь он видит ее такой, какая она есть на самом деле, и это его смерть – начало конца, хотя, когда она видит, насколько он разбит, она пытается утешить его.

И вот почему сразу после этой сцены Массне поставил великолепную сцену с Дон Кихотом и Санчо Пансой, когда Дон Кихот наконец умирает.

Обложка диска оперы «Дон Кихот» Массне

И трогательной здесь является боль, которую мы испытываем из-за страданий Санчо Пансы — потому что в ходе оперы отношения Санчо с Дон Кихотом изменили его: из грубого и неуклюжего простака первой части оперы, защищая Дон Кихота, в то время как он разделял его идеалы, он превратился в человека понимания, мужества и даже благородства. Горе от его потери очень велико.

Санчо, возможно, следующий Дон Кихот по духу. Он физически совсем другой и не мечтает, как Дон Кихот, но он готов продолжить дело своего учителя. Мы можем представить, как он захватывает оружейный склад.

Для бас-баритона роль Дон Кихота немного похожа на Кармен для меццо-сопрано или Бориса Годунова для баса или Фальстафа для баритона – под этим я подразумеваю, что это идеальная роль для всего диапазона этого голоса. Ему нужно легато, легкость, оттенки и динамизм — все в одном. Как и в случае с Фальстафом, голос должен звучать благородно и в то же время наивно. Как и в случае с Фальстафом, нельзя забывать, что Дон Кихот — дворянин. И, как Фальстаф, он не пытается быть комичным – это другие смеются над ним из-за ситуаций, в которые он себя ставит. Он никогда намеренно не забавляется – он видит себя большим человеком, и на самом деле именно его наивность является изюминкой его личности. Это более всего и нужно запечатлеть в красках голоса.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять