operetta-zhanr-cover
Другие вокальные жанры

Мир оперетты (часть 1)

Безудержные ритмы канкана Оффенбаха, незабываемые вальсы Штрауса, невероятные по красоте мелодии Легара, легкость, романтика, шутки и веселье, розыгрыши и совпадения, любовь и брызги шампанского, — всё это младшая сестра оперы ОПЕРЕТТА.

Что такое оперетта

Само слово «оперетта» с итальянского — уменьшительное от «опера». Она представляет собой музыкально-театральный жанр, соединяющий слово, музыку, сценическое действие и хореографию. Похожие черты присущи и предшественникам оперетты: ранним комическим операм, немецким зингшпилям, испанским сарсуэлам, итальянской комедии масок и даже ярмарочному театру.

Тематика оперетты в целом легче, чем у оперы. Чаще всего это комические, даже фарсовые сюжеты, местами сатирические, что называется, на злобу дня. Конечно, здесь много романтики, и как правило в конце зрителей ждет «хэппи энд». В центре внимания тенор и сопрано (хотя вместо тенора часто поет баритон), как главная любовная пара. Обычно есть и второстепенная пара, комичная, для контраста с главной. Вокруг этих двух пар, а также остальных второстепенных персонажей и будет развиваться история.

В оперетте есть хоры, под номера которых на сцене танцует кордебалет. Кроме того, часть либретто здесь не поется. Прежде чем переходить от одного музыкального номера к другому, певцам даны разговорные диалоги, которые продвигают сюжет вперёд. Иногда их сопровождают тихие мелодии, словно фон. Сольные номера — это легко запоминающиеся песни или арии. Не менее важны и любовные дуэты обеих пар, а также трио, квартеты и другие ансамблевые номера.

Чем отличается оперетта от оперы

Оперетта близка по своему настроению к комической опере. Но надо отметить, что в опере больший упор делается на пение, и от артистов требуется в первую очередь вокал, а потом актерская игра (хотя великие певцы прошлого могли всё). В оперетте артист должен уметь играть как театральный актер, чтобы произносить свой разговорный текст, органично и много двигаться и даже танцевать. Музыкальные номера в оперетте обычно легче, чем в опере, хотя в партиях главной героини мы встречаем арии, требующие высокого мастерства (особенно у Легара).

Возникновение Оперетты в Париже

Из истории французской оперы мы знаем, что в Париже в середине XIX века существовало три вида оперы: большая (шла в «Опера Гарнье», это Обер, Мейербер), лирическая (Гуно, Массне и др., шла в «Опера Лирик») и опера-комик (шла в одноименном здании). Последняя должна была удовлетворять запрос на легкие и веселые музыкальные спектакли. Но оперы становились все серьезнее и реалистичнее: в 1875 году в «Опера-комик» прошла премьера «Кармен» Бизе… Часть публики жаждала легкие спектакли для развлечения. И вот два композитора — Жак Оффенбах и Флоримон Эрве начинают создавать то, что мы теперь называем опереттой. 

Оффенбах и Эрве
Композиторы Оффенбах и Эрве

Эрве (настоящее имя Луи-Огюст-Флоримон Ронже) был певцом, композитором, либреттистом, дирижером и сценографом. В 1848 году он представил на парижской сцене одноактный музыкальный спектакль «Дон Кихот и Санчо Панса» (по Сервантесу), который можно считать первой опереттой. Но самым известным творением Эрве остается «Мадемуазель Нитуш» (1883). Дело в том, что композитор работал органистом и хормейстером при психиатрической больнице, при этом тайно делая карьеру в театре. Сначала он пел, как тенор, потом работал как композитор и режиссер. Свою жизненную историю композитор и положил в основу сюжета «Мадемуазель Нитуш». Вспомните советский фильм «Небесные ласточки», и как герой Андрея Миронова разрывался между театром и пансионом. Этот фильм основан на произведении Эрве, хотя оригинальной музыки самого Эрве в нем нет, за исключением канкана.

Но главным основоположником оперетты обычно называют Жака Оффенбаха. В 1849 году Оффенбах получил разрешение на открытие театра «Буфф-Паризьен«, театральной труппы, предлагавшей программы из двух или трех сатирических одноактных этюдов. Компания была настолько успешной, что эти эскизы растягивались на целый вечер. И постановки Оффенбаха были ограничены префектурой полиции Парижа, которая определяла тип разрешенного представления так: «пантомимы с участием не более пяти исполнителей, одноактные комические музыкальные диалоги для двух-трех актеров и танцевальные номера с участием не более пяти танцоров; хоры строго запрещены«. Так и стала определяться оперетта: «небольшое незатейливое оперное произведение, в котором не было трагического последствия для развлечения публики».

Два других французских композитора, Робер Планкет и Шарль Лекок, последовали примеру Оффенбаха и написали свои оперетты «Корневильские колокола» и «Дочь мадам Анго» соответственно. Эти две оперетты стали хитами в свое время.

Афиша к оперетте "Орфей в аду"
Афиша к оперетте «Орфей в аду»

В 1858 году состоялась премьера знаковой оперетты Оффенбаха «Орфей в аду» — дерзкая пародия на классическую оперу, античный миф и буржуазные традиции общества в одном флаконе. Вот он, знаменитый канкан, он же «инфернальный галоп» Оффенбаха:

Знаменитый канкан Оффенбаха

За свою жизнь композитор написал около 100 оперетт. Среди самых известных:

  • Женевьева Брабантская (1859)
  • Песенка Фортунио (1861)
  • Прекрасная Елена (1864)
  • Синяя Борода (1866)
  • Парижская жизнь (1866)
  • Великая герцогиня Герольштейнская (1867)
  • Перикола (1868)
  • Трапезундская принцесса (1869)
  • Разбойники (1869)

 И только в 1870-ых годах популярность композитора пошла на спад, так как публика заинтересовалась более романтичными сюжетами. Но к тому времени Оффенбах успел посоветовать Иоганну Штраусу попробовать сочинить оперетту…

Продолжение следует

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять