«Неправильные» вокальные педагоги

Труд педагога по вокалу

Сегодня поговорим о наших дорогих педагогах. Во многом эта статья будет шуточная, но в каждой шутке, как говорится, есть доля правды. Включите здоровую иронию, а имеющий уши да услышит.

Учитель по вокалу

Быть вокальным педагогом трудно. Это действительно очень сложное дело, ведь нужно научить петь человека, который раньше никогда не пел или человека, который уже имеет неправильные навыки. Приходится работать с инструментом (голосом), скрытым от глаз, опираясь на образные объяснения, ощущения, подражания. Воспитать же певца в глобальном смысле, дав ему и творческие задачи, и привычку к дисциплине, и гигантский багаж знаний, при этом направив в нужном направлении в жизнь — это целая миссия. И низкий поклон таким педагогам, которые действительно САМИ вырастили и воспитали не одно поколение хороших певцов!

К сожалению, как практически любая деятельность, работа вокального педагога часто привлекает людей, которые хотят быстро заработать, имея посредственные навыки, знания, образование и опыт в этой области.

Виды неправильных педагогов

1) «Торопышка»

Такой учитель по одной строчке арии в исполнении еще необученного человека, сразу отнесет его к определенному типу голоса. Есть даже умельцы, которые за небольшое вознаграждение проконсультируют по эмэйлу! Да, да, вы не ослышались. Нужно просто прислать им диктофонную запись своего голоса, и они скажут вам, сопрано вы или меццо. Это по крайней мере небрежный способ работы. Ведь чтобы определить тип голоса, нужно с ним поработать, проверить на разных участках диапазона, услышать переходы, а подтип голоса определится и того позже, когда начнет выравниваться техника.

Но это не все беды. «Торопышка», определив тип голоса, на втором же уроке даст начинающему человеку оперную арию, которая, по его мнению, «несложная». А если он записал ученика в сопрано или тенора, то здравствуйте верхние ноты на третьем уроке!

2) «Темпераментный»

Удивительно, но в наше время еще есть такой тип педагогов, которые могут во время занятия бить ученика кулаком по диафрагме, руками держать его челюсть «в правильном положении», при этом крича, что есть мочи, на ученика, что тот не справляется. Такой огненный педагог высосет все силы у студента, создав на уроке атмосферу войны и ужаса.

3) а-ля «Не замечаю тебя»

Есть учителя, которые будут ежеминутно ставить в пример других своих учеников, которые, «между прочим, в твои годы уже пели в театре», имели удивительно красивые голоса и выигрывали конкурсы. Да и нынешние его студенты намного лучше вас, и вы заслужите уважение «Маэстро», уступив время своего урока сокурснику… Выход — не метать бисер перед свиньями. Ученики бывают нужны просто для нагрузки. Педагог просто получает больше, когда у него в классе больше студентов. Учителя, искренне заинтересованного в ваших успехах и развитии, легко отличить от такого вот «незамечашки».

4) «Великий»

Такой тип учителя проводит урок, рассказывая о своем опыте работы и достижениях, как будто хочет доказать, что он является экспертом или потешить свое самолюбие. Это полезно, когда учитель может продемонстрировать доказательства вокального мастерства (награды, дискографию и пр.), чтобы ученик знал, что находится в хороших руках. Однако если урок превращается в бесконечные рассказы о блестящей карьере учителя, и у него нет никакого интереса ни к вам, ни к вашему собственному вокальному росту, польза от такого урока сомнительная.

5) «Бухгалтер»

Этот учитель будет строго отслеживать время урока, чтобы ни в коем случае не прозаниматься со студентом минутой дольше. Есть даже такой «бухгалтер», который потребует плату за дополнительные 10-15 минут. Этот человек может быть и неплохим педагогом, но все условия по времени занятия лучше оговорить с ним до начала.

6) «Тренер по актерскому мастерству»

Такой педагог не будет тратить свое время на то, чтобы поставить вам голос. Ему важна выразительность в произведении, он берет на себя работу концертмейстера и проставляет все нюансы, крещендо и диминуэндо… Он честно проработает с вами всю арию, но ничего даст для вокальной техники.

7) «Дыши, как удобно»

Есть учителя, чаще всего состоявшиеся певцы, которые имели от природы прекрасно поставленный голос. Можно сказать, они пели с рождения, и для них это так же естественно, как говорить. Хорошо, если такой человек в дальнейшем изучил строение аппарата и вокальную технику в теории и на практике. Но бывает и так, что опытный певец, закончив карьеру, решил преподавать, но поставить студенту дыхание, например, не может, повторяя фразу: «Дыши, как удобно».  

8) «Темный Властелин»

Опасный педагог, который, обладая драматическим голосом, старается подчинить голоса учеников темному звуку и воспитать их по своему подобию. Хорошо, если голос ученика правда окажется драматическим. Бывает, такой педагог заставляет «темнить» звук искусственно, из-за чего подключается корень языка, звук уходит в затылок или глубоко в горло.

9) «Очень светлый Мастер»

Такой педагог, в противовес предыдущему, будет требовать у ученика выводить звук вперед, петь на постоянной улыбке и только светлым звуком. Это опасно тем, что ученик «подожмет» гортань или сдавит звук, сам себя обкрадывая по тембру и полноте голоса.

Общие выводы

Voice-teacherКонечно, описанные выше типы педагогов очень преувеличены, а на практике и хорошие учителя могут грешить теми или иными странными подходами. Главное, на что нужно опираться, это есть ли развитие голоса или нет. Если вы занимаетесь у педагога и понимаете, что ваша техника и голос развиваются (появляется возможность петь те арии, которые раньше не получались, развивается диапазон, хватает дольше дыхания, больше свободы в пении и другие объективные признаки), то это подходящий вам учитель. После урока у вас не должно быть неприятных ощущений в горле и чувства, что вас выжали, как лимон, физически и эмоционально. Хорошо, когда есть чувство приятной усталости и удовольствия от выполненной работы.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять