Cover-Vibrato
Техника вокала

Вибрато

«В любой вокальной технике, особенно оперной, вибрато играет важную роль. Оно обогащает тембр, делает голос более полным, теплым, приятным для слушателя. Без вибрато мы получаем прямой, часто слишком металлический или резкий звук. Выразительность так же страдает, ведь без вибрато тембр обедняется, звучит как детский, несерьезный, а это противоречит многим оперным характерам. Однако прямой звук тоже может быть использован, как краска в определенных сценах, например, когда персонаж болен или потрясен… Так же более прямой звук приветствуется в старинных ариях XVII-XVIII веков, где сильное вибрато или даже «качка» портят все исполнение. Разные культуры поощряют разные типы вибрато, например, азиатская, где оно широкое и медленное, а французские поп исполнители нередко пользуются быстрым и плотным вибрато. Но для оперы это все не подходит.

Что такое вибрато

Итак, вибрато — это необходимая характеристика звука у оперных певцов. Отсюда частый вопрос: «Как мне развить вибрато?» или «Когда оно у меня появится?». Конечно, люди с природно поставленными голосами обычно имеют и природное вибрато, они не задумываются над тем, как его развить.

Давайте сначала определимся, что по сути вибрато — это НЕБОЛЬШОЕ изменение высоты тона (примерно на 1/3 выше основного тона и на 2/3 ниже), возникающее в результате свободного колебания голосовых связок. Как нам дать эту свободу своим связкам? Правильно: открытое горло (la gola aperta) плюс хорошее смыкание (здоровье голоса). То есть нам нужно добиться двух противоположностей: открытого горла и плотно смыкающихся связок (не через силу, а как простое здоровое состояние связок).

Примеры хорошего вибрато

Правда, еще важна равномерная без толчков опора дыхания, иначе мы получим аритмичное вибрато, которое воспринимается как неуверенный и неустойчивый звук. В идеале частота вибрато составляет около 5-7 колебаний в секунду. Если частота выше, это воспринимается, как «барашек», «блеяние», тремоляция. Если частота ниже — «качка» голоса. Первый недостаток бывает обусловлен и природой голоса, тогда это трудно скорректировать. А «качка» возникает из-за ослабленных мышц гортани вследствие возраста, форсирования голоса или излишнего напора дыхания. Подробнее об этом ниже.

Виды некачественного вибрато

1. «Качка» голоса. Медленное и широкое вибрато бывает от плохого смыкания, от выталкивания дыхания, от отсутствия фокусировки звука (то есть широкий звук в затылке или вообще без определенного направления). Еще такой изъян называют «старческим голосом«. Хотя это в корне неверно, потому что и в 20 лет можно иметь такое широкое вибрато, а в 70 лет петь без качки. Если звук здоров (правильная техника), то и качки не будет, а возраст тут ни при чем.

Пример медленного вибрато

Итак, плохой смык лечится у фониатра. Чтобы не толкать дыхание, нужно развить те мышцы, которые создают «парадоксальное» дыхание (об этом в статье об опоре). Широкий затылочный звук убрать сложно, но можно. Нужно фокусировать звук вперед перед собой, просто найти определенную вымышленную точку фокусировки и петь в нее. Можно петь сочетание звуков «НГ», чтобы найти эту точку. В конце концов, обхватить пальцами нос и направлять звук в пальцы (только не гнусавить!)

2. «Барашек». Это слишком быстрое вибрато, которое еще называют «блеянием». Возникает в следствие напряжения корня языка (есть отдельная статья про язык), от придыхательной атаки (про атаку читайте в другой статье), при которой связки после вдоха не смыкаются, не закрываются. И тогда, в зависимости от формы и размера самих связок, может повыситься скорость вибрато. Так же причиной может стать отсутствие опоры (пение просто горлом). Когда к этим проблемам примешивается еще и неравномерное дыхание, то получается быстрое неравномерное вибрато, которое сильнее бросается «в уши», чем быстрое, но равномерное.

Пример частого вибрато

3. Прямой тон. Очень часто у начинающих певцов тон прямой и совсем без вибрато. Иногда такое возникает от того, что человек пел в хоре, где хормейстер требовал прямого тона, как бы «наколоть», чтобы никто не выбивался по звуку. Но специальное стремление к прямому звуку опасно для голоса, так как вызывает сдерживание и напряжение, как бы сжимание голоса. Ведь связки вынуждены удерживать дыхание, чтобы не начать вибрировать. Таким певцам тяжело переучиться, даже если голос здоров. Тогда нужно петь на итальянский гласный «У«, который помогает достигнуть баланса давления и голосовой щели без опасности передавить на связки. Только это все без напряжения корня языка и при хорошо расправленном широком мягком небе, чтобы «У» был эффективен акустически (часто «У» бывает зажат между корнем языка и небом, что не дает ему хорошо звучать). Тогда получается красота и резонанс одновременно.

4. Диафрагмальное вибрато. Это когда певец, который так и не дождался формирования нормального вибрато, начинает использовать пульсирование диафрагмы, чтобы создать ложное вибрато. В принципе, оно похоже на настоящее, но проблема в том, что дыхательные мышцы так глубоко запоминают эту пульсацию, что потом ее никак не убрать, только если долгим упорным трудом. Лечится это так: сначала вдох, потом стараемся равномерно выдыхать, шипя на «Ссссссс…». Запоминаем равномерную выдыхательную работу мышц. Теперь поем на любой гласный, сохраняя то равномерное выдыхание. Это стабилизирует дрожащую диафрагму. Возможно, придется это делать в течение долгого времени.

Поможет ли трель?

Некоторые педагоги используют трель для развития вибрато у ученика. Здесь тоже все индивидуально, но некоторым удается через трель высвободить связки и чрезмерное сжатие, тем самым развивая вибрато. Однако вибрато, как было уже сказано в начале статьи, это НЕБОЛЬШОЕ изменение по высоте, то есть меньше, чем у трели. Встречаются певцы, у которых вибрато разносится почти на полутон. Поэтому лучше вырабатывать правильную технику и ждать настоящего вибрато.

Бывает, оно приходит через несколько занятий вокалом, а бывает и через несколько лет. Все это зависит от индивидуальных особенностей, от связи со своим телом, от координации мысли и работы тела. В любом случае, в вокале нужно терпение.

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять