Филировка в вокале

Как филировать звук

Согласно Музыкальной энциклопедии, филировка в вокале или филировка звука — это обозначение равномерно текущего, долго выдержанного звука. В пении и при игре на дух. инструментах требует большого объёма лёгких.

ФилировкаФилировка звука в технике вокала представляет немалую сложность. Браться за изучение этого приема можно только тогда, когда в достаточной степени развито певческое дыхание. Представляем вашему вниманию некоторые замечания при работе над филировкой из книги Н. М. Сонки «Теория постановки голоса»:

«Кто силою самого выдыхания в состоянии данный тон усилить и затем ослабить, без малейшего напряжения мышц шеи, тот этим доказывает, что уже завладел дыхательными мышцами, и тогда он может издавать звук с полной свободой.
Однако, прежде, чем достигается такого рода совершенство, необходимы предварительные упражнения; начинать же их можно только тогда, когда учащийся начнет уже привыкать владеть дыхательными мышцами.
Прежде, чем можно будет филировать соответственный тон, необходимо научиться, во-первых, взяв тон натуральным голосом, держать его определенное время и пустить тогда, когда в легких имеется еще известный запас воздуха; во-вторых, взять тон натуральным голосом и ослабить его до pianissimo; в-третьих, взять тон piano и усилить его до forte, но не до fortissimo. Делая эти упражнения, нужно следить за тем, чтобы вся сила исключительно концентрировалась в нижней части грудной клетки.
Когда ученик привыкнет к вышесказанным упражнениям, можно начинать упражнения филированных тонов, т. е., начиная тон piano, усиливать до forte, но никогда не до fortissimo, и опять переходить на piano.
Филировка должна делаться постепенно и непременно силою самого выдыхания.
Упражнения в филировке необходимы для развития всей силы голоса, но повторяю еще раз, ее никогда не следует начинать раньше, чем учащийся будет владеть в совершенстве дыхательными мышцами, и пока мышцы полостей резонаторов надгортанной области не привыкнут к соответствующей деятельности. В противном случае, легко можно будет голос совсем испортить и довести его до дрожания.
Есть преподаватели пения, которые, с первых уроков, начинают упражнения филировки тонов. Они, вероятно, не обращают внимания на то, что филировка требует медленного выдыхания, которое предварительно должно быть доведено до известного совершенства; только тогда упражнения эти полезны для голоса.
Упражнения филировки голоса следует производить только на гласную а круглое.
Обыкновенно, при окончании романса, или даже в конце какой-либо фразы, тон филируется; поэтому надо помнить, что, если после филированного следует один или два тона, надо филированный тон ослабить до pianissimo, а затем следующие за ним тоны взять сильнее, отчетливее; в противном случае не будет слышен конец фразы, и, вследствие этого, пострадает фразировка.
Если филируется последний тон фразы, то звук можно ослабить совершенно, делая, так называемую «сфуматуру», т. е. чтобы голос исчез в pianissimo.»