Как петь и двигаться | Опера и вокал
Опера и вокал

Как петь и двигаться

В продолжение разговора о нашем теле, поговорим о движении во время пения. Конечно, на занятиях и на концертах певец чаще всего просто стоит у рояля. Но вот при выходе на театральную сцену, при постановке сцен из опер дело обстоит иначе, и здесь нужен опыт.

На самом деле, способность петь и двигаться в ритме пения возникла на ранних стадиях развития человечества. Есть предположение, что синхронизация движения и ритма могли возникнуть в ходе эволюции как побочный продукт обучения вокализации. Во всех культурах объединение пения и танца являются очень естественным для человека. Можно сказать, что человек рожден, чтобы петь и двигаться!

Что же касается сцены, то поначалу движение одновременно с пением сильно сбивает. У вокалиста и так сотня задач в голове, касающихся только техники и выразительности, а тут еще нужно идти, даже бежать, подниматься и спускаться по лестнице, лежать, сидеть и прочее. Даже на концерте просто стоять столбом не приветствуется. Ведь любое движение, особенно в камерной музыке, важно. Это и жест, и поворот головы, и легкий наклон, — десятки нюансов.

Как петь и двигаться

Сразу гармонично подключить тело сложно, нужна уверенность и координация движений, нахождение удобства. для этого и существуют уроки сценического движения. Но что можно сделать самостоятельно, чтобы развить навык движения по сцене?

Прежде всего, нужна осознанность движения (да, сто первая задача в голове). Хорошая новость: потренироваться можно и в одиночестве, и без педагога, чтобы никто и ничто вас не смущало. Итак, берем любую сцену из любой оперы. Для примера, допустим, вы тенор, и вы учите роль Неморино из «Любовного напитка». Вы ищете на Youtube любую постановку по своему вкусу, например, одну из постановок «Любовного напитка» Фабио Спарволи. Дальше вы берете сцену дуэта с Адиной, смотрите и запоминаете мизансцены. Посмотрите несколько раз, вдумываясь в движения артистов, подмечая нюансы, жесты.

движение во время пения

Тоже хорошая опера для тренировки — «Севильский цирюльник»

Теперь вы отходите от экрана, оставляя только музыку, и как под фонограмму (можно петь, можно нет) повторяете движения. В начале может не получиться совсем, может быть неудобство даже наедине с собой. Но по мере повторения, ваши движения будут все более уверенными (если возможно, практикуйтесь перед большим зеркалом), будут словно переходить одно в другое, плавно и гармонично. Не забывайте про выражение лица, соответствует ли оно настроению сцены. Проверяйте время от времени, не напряжено ли излишне тело.

Дальше можно добавлять «отсебятину». Раз вы одни, позвольте себе подурачиться. Добавьте реквизит. Если что-то не получается, просто посмотрите еще раз запись, как артист держит себя, куда он девает руки. Повторяйте сцену снова и снова. Какие бы мизансцены вам дальше не предложил режиссер, у вас будут уже свои наработки, которые вы сможете вписать в постановку.

Можно пойти дальше и даже поработать с камерой. Неважно, поете вы, напеваете или проговариваете текст, сейчас все внимание идет на движение тела. Камера даже лучше, чем зеркало покажет ошибки, зажимы и неловкие движения.

Такое упражнение кажется смешным поначалу, но это хорошее подспорье для тех, кто совсем не уверен в своих движениях на сцене. Если попрактиковаться наедине с собой, на реальных репетициях тело не будет скованным и неуклюжим.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять