Cover-Bonynge-Sutherland
Навыки и умения

Стилистически верное пение

В продолжение темы об исполнении музыки композиторов разных эпох, приводим статью Ричарда Бонинга, затрагивающую такие вопросы, как стилистически верный выбор украшений в произведениях Беллини и Доницетти. Ричард Бонинг – австралийский дирижер, эксперт в области музыки XVIII и XIX веков, а также супруг и коуч сопрано Джоан Сазерленд, виртуозно воплотившей на сцене оперных героинь эпохи бельканто.

Возникновение бельканто

История оперы (подробнее по ссылке), начиная с ее истоков и Монтеверди в некотором смысле является и историей вокальных украшений мелодии. Для того, чтобы сделать строгую мелодическую линию колоритнее, композиторы стали добавлять фиоритуры.

Фиориту́ра (итал. fioritura, букв. — «цветение») — музыкальное украшение в вокальной или инструментальной партии. Широко применяется в опере, где подразделяется на нежную (изящные мелизмы и пассажи в негромком звучании) и брассовую (широкие скачки голоса, бравурные рулады).

И по мере того, как вокальная линия становилась все более витиеватой благодаря украшениям, возрастала важность хорошо подготовленного, виртуозного певца. Термин бельканто (подробная история бельканто по ссылке) означает не что иное, как искусство красивого пения. Оно возникло в Италии в эпоху барокко вместе с виртуозными певцами-кастратами. Они создали стиль пения, который требовал абсолютной точности в исполнении гамм, арпеджио, трелей и всех других барочных украшений. Мужские сопрано обладали более высокими, чистыми, гибкими и мощными голосами, чем женские голоса того времени.  Певцы-кастраты также были учителями и основателями школы бельканто. Они передавали свои строгие стандарты и технические навыки ученикам, которые, в свою очередь, обучали женщин, ставших великими исполнительницами XIX века: Каталани, Паста, Зонтаг, Малибран, Гризи, Стреппони, Линд, Нильссон и Патти. Искусство орнаментации и украшения достигло своего апогея в музыке Беллини, Доницетти и Россини в XIX веке.

Ричард Бонинг
Ричард Бонинг

Влияние инструментальной музыки

Во времена Баха, Генделя и Моцарта инструментальные исполнительские техники сильно повлияли на вокальный стиль. Певцы того времени научились петь инструментальные фигуры и обороты, такие как 16-е ноты, которые часто нелегко ложатся в голос. У Моцарта, к слову, фигуры для фортепиано и скрипки идентичны фигурам его вокальной музыки.

Фигура в музыке — короткая музыкальная идея, представляющая собой последовательность из нот, которая часто повторяется.

Сегодня вопрос стиля и украшений стал таким же запутанным в вокальной музыке, как и в инструментальной. Сегодняшние пианисты так же неверны Моцарту, как большинство наших современных певцов — Генделю, Доницетти и Беллини. Наши зрители уже привыкли к эмоциональному типу пения, а не к техническому. Оперы конца XIX века, то есть оперы Вагнера, Пуччини, Массне и Штрауса изменили вкусы любителей оперы. Больший акцент был сделан на оркестре, и, как следствие, требовалось, чтобы большие голоса были слышны через сложную оркестровую ткань. Бельканто оказалось отброшено в сторону в пользу больших и захватывающих звуков и эмоциональной подачи.

Доницетти, Беллини и Россини — композиторы бельканто

Бельканто сегодня

Теперь, когда мы прошли эру Вагнера и веризма, мы имеем возможность рассмотреть различные оперные школы и оценить каждую из них по достоинству. Оперная сцена должна быть способна вместить как веризм, так и бельканто, как Генделя, так и Рихарда Штрауса. Пуччини прекрасен для голоса, особенно своей эмоциональной широтой, которую он предлагает певцу. Но также прекрасны и оперы Беллини и Доницетти, особенно техническими требованиями, которые они предъявляют к голосу.

Лейтмотивом сегодняшнего пения бельканто является то, чем оно всегда было: стиль и вкус. Как и в случае с пением в целом, техника и обучение наиболее важны в долгосрочной перспективе. Для изучения стиля и техники бельканто певцу требуется, по крайней мере, около семи лет, хотя есть исключения… Сегодня мы видим, что происходит, когда певцы не основывают свою карьеру на надежной школе. Многие дебютируют на минимуме техники и обилии естественного (природного) голоса. Но они быстро покидают сцену. После 30 лет певцу нужна надежная школа, на которую он или она может опереться. В противном случае их ждут серьезные неприятности.

У певца в традиции бельканто должен быть полный голос. В прошлые дни сопрано было абсолютным сопрано. Она не была тем высоким, легким сопрано, которое сегодня мы называем колоратурным. У нее был диапазон от двух с половиной до трех октав, и начинался он от ми малой. Это был полный диапазон с большой гибкостью. К этому она добавляла техническое мастерство и совершенство контроля дыхания, необходимые для длинных, устойчивых гамм, которые являются основой, на которой строятся орнаментальные конструкции.

Мария Малибран (1808-1836) — певица эпохи бельканто, soprano assoluta

Стиль сегодня

В украшениях сегодня певец всегда должен быть в курсе правильного стиля. Нужно не только найти правильные каденции и декоративные приемы, подходящие голосу; но также нужно осознавать огромные различия в стиле между такими композиторами, как Гендель и Беллини. Здесь нельзя бросать наугад. Орнамент должен соответствовать как голосу, так и музыке, и его нужно петь убедительно, а не поверхностно.

Каденция, например, не может звучать как нечто постороннее; она должна звучать как естественная часть музыки, как будто ее написал сам композитор. Певцы, для которых Доницетти и Беллини писали свои оперы, часто имели и написанные именно для них украшения. Но они всегда помнили о стиле и намерениях композитора. Каждая смена актерского состава в этих операх изменяла орнамент в соответствии с новыми голосами и вокальным стилем. Часто композитор просто писал паузу в музыке, и певец мог делать то, что он или она хотели, чтобы показать свой голос.

Временами и в XVIII, и в XIX веках каденции становились такими же длинными, как сама ария, но это было украшение, преувеличенное до смешного. Певцы должны помнить об эмоциональном качестве каденций. Есть опасность излишних украшений и потери основной вокальной линии и мелодии. Красиво то, что основано на музыкальном вкусе. И это главный ключ к выбору украшений.

При восстановлении стиля бельканто сегодня простого подражания будет недостаточно, и это не вопрос аутентичности. Самое важное — сделать эти техники и стили нашими собственными, для нашего собственного времени. Это то, что подходит музыке и что подходит определенному голосу в диапазоне определенного стиля. В результате не может быть жестких правил относительно способов украшения мелодии. 

Основой пения бельканто является кантилена, способность поддерживать плавно текущую мелодичную фразу с выразительной силой. К основной линии добавляются такие украшения (об украшениях подробнее по ссылке), как мордент, апподжиатура, трель и группетто. Все они необходимы, ибо без них линия казалась бы неинтересной и несовершенной. Именно от них в значительной степени зависит эффект мелодии. Трель — это сопоставление двух соседних нот, попеременно в быстром темпе, напоминающем дрожь или тремоло. Певец должен поддерживать истинные тональные значения обеих нот. Как и в случае со скрипкой или фортепиано, трель может начинаться над нотой или на самой ноте.

Группетто также похоже на свой инструментальный аналог, используя саму ноту и ноты, ее окружающие. В барочном орнаменте группетто начинается выше ноты, в то время как в следующем столетии стиль требовал группетто на самой ноте. Еще одним различием между двумя веками было размещение украшений. В XVIII веке орнаментация начинается в такт, тогда как в XIX веке орнаментация начинается до такта.

В большей части подобной музыки украшения используются как вариации к основной мелодии. Например, в такой арии, как “Аh, non giunge” из “Сомнамбулы” Беллини, первый куплет поется без каких-либо украшений — мелодическая линия определена. В повторениях сопрано создает свою собственную музыку, дополняя линию музыкально, эмоционально и технически. Именно это создание, слой за слоем обрастая украшениями, показывает искусство певца и воссоздает музыку так, как задумал композитор.

P. S. Если вам интересна эта тема, рекомендуем почитать книгу «Стиль вокального исполнительства» профессора Парижской консерватории Уильяма Хаслама:

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять