Cover-DramGolos
Блог вокруг вокала

Сдерживание драматического голоса

Любой педагог вам скажет, что лирическим и легким голосам вредно петь драматический репертуар. То есть сопрано, которой по голосу Адина, не должна петь Леди Макбет, а тенор, поющий Альмавиву, не должен бы петь Радамеса. Конечно, мы все знаем примеры великих исполнителей (например, раньше таких певиц называли Soprano Assoluta), которым были подвластны все партии, любая тесситура и широчайший диапазон. Но начинающие певцы, исполнители определенных амплуа, легкие голоса, должны бы избегать не свойственных голосу партий. Но действует ли это правило для драматических голосов?

Часто в колледжах и консерваториях педагоги решают не спешить с развитием крепкого голоса у учеников, хотя явно видят, что это будущий драматический тенор, например. Они решают начать обучение с лирических арий и хотят, чтобы певец не повышал давление дыхания, попел «легко» или «облегчал звук». Дают такому тенору Неморино, например. Певец, еще неопытный, пытается «уместить» свой голос размера Отелло в такое амплуа (не в обиду Неморино, там тоже нужно много техники, умения, ювелирности) и сдерживает его. И вот тут повреждается крупный драматический голос.

Крупный голос Кирстен Флагстад
Сопрано Кирстен Флагстад

Однажды молодая Кирстен Флагстад (норвежская драм. сопрано) прослушивалась у Джиллиса Брэтта, который сказал, что хриплый тон в голосе певицы происходил из-за того, что она пела недостаточно драматическим голосом. Он сказал, что она пела детским звуком, и никто не услышит такое пение в оперном зале. Они начали работать. За три месяца ее голос увеличился вдвое, а она стала чувствовать бОльшую свободу в горле и лучшую связь с телом. Певица так же стала заниматься в школе танца, чем развила свою связь с телом и стала говорить, что при пении стала ощущать даже мышцы спины при полном отсутствии ощущений в горле. Это всего лишь один случай из многих, когда драматической певице пришлось искать свой полный природный звук.

Драматический голос Биргит Нильссон
Биргит Нильссон

В целом, самая большая ошибка при «недопевании» или, если хотите, сдерживании голоса состоит в отключении, отсоединении от своего тела и в сильном давлении дыхания на связки. Бывает, что и легкие голоса так делают, но драматические легче впадают в такую привычку. Все-таки легкие имеют тенденцию строить голос как бы «сверху», ориентируются на верха, обходят горло и сконцентрированы на маске, при этом часто поют не фортиссимо. А вот крепкие голоса чаще других поют на постоянном форте. Но самое плохое, что они могут петь громко вне тела и дыхания, потому что голос сам по себе большой. И это входит в привычку. Поэтому прежде всего надо соединить голос с дыханием. 

Часто такую связь помогает наладить смех, кашель, стоны. Это естественные природные действия, которые невозможно сделать неправильно, и которые отлично «цепляют» правильное дыхание, нужное для защитного механизма в пении, чтобы не страдали связки. Эти действия пробуждают нужные мышцы. Далее для защиты связок необходимо акустическое пространство, так называемое spazio, то есть не плоский звук где-то перед ртом, а звук в пространстве, что получается вследствие свободной приспущенной гортани, широкого поднятого мягкого неба и ненапряженного языка. Пение же непосредственно изо рта с опущенным небом и высокой гортанью со временем приводит к повреждению голоса из-за длительного давления дыхания непосредственно на голосовые складки. Крупные голоса могут так петь, и звук будет вполне хорошим, но это продлится недолго. Поэтому нужно вырабатывать защитные механизмы.

Практические упражнения

Вот несколько упражнений для драматических голосов, помогающих наладить связь с телом и работать на возвращение своего полного голоса. Лучше использовать их под контролем педагога. Будьте внимательны к ощущениям и к своему телу!

1. Упражнение на низкое дыхание. Встаньте у стены, зажмите одну ноздрю и сделайте 5-6 сильных полных вздохов подряд другой ноздрей. Это помогает ощутить низкое дыхание и освободить мышцы нижней части тела. Подышите так просто без пения. Затем вдохните таким же образом (палец не отпускать) и спойте пять тонов на «о» (до-ре-ми-фа-соль или в удобной тесситуре). Эффект должен быть такой: тело, избавляясь от выработанного воздуха должно автоматически вдыхать на следующую фразу.

Это очень важно. Певец часто споет фразу и останавливается в своем дыхании или, еще хуже, подхватывает, глотает еще немного воздуха на следующую. В итоге у него накапливается много воздуха и зажимается шея и грудь. Или дыхание заканчивается и нет автоматического посыла на следующий вдох, что мешает особенно в быстрых произведениях. А дыхание должно после окончания одной фразы сразу же шлейфом восполняться на следующую.

2. Упражнение на пространство во рту. Есть два способа. Первый: пойте с высунутым языком на «А». При этом язык должен мягко спокойно лежать на нижней губе (если он в принципе зажат, это будет трудно). Второй: язык положить между губ (то есть он как бы высунут, но губы его обхватывают) и петь на мычание. В обоих способах будет ощущаться свобода и много пространства в районе корня языка (потому что язык высунут, его там просто нет). И с сохранением ощущения можно переходить на обычное пение.

3. Пение на «У», только не узкий, а с высоким мягким небом и расслабленной гортанью. Поем большие терции снизу вверх (до-ми, ре-фа, ми-соль и т.д.) И при переходе на вторую ноту представляем, как мышцы шеи расширяются, распускаются, расслабляются. Еще полезно (хоть и не очень приятно) представить ощущение предрвотного рефлекса. При этом следите, чтобы язык не уходил назад, не западал в горло, не стоял колом.

4. Пение арпеджио для балансировки регистров. Вся соль в том, чтобы не толкать весь «вокальный вес» с нижней ноты на верхнюю. Образно говоря, не тащить тяжелые чемоданы в гору. Для этого в старой итальянской школе пели арпеджио на последовательности гласных, которые помогали сбрасывать напряжение по пути.
до-ми-соль-до-соль-ми-до поем на последовательности:
за-о-о-у-о-о-а
за-э-и-о-э-и-а

Юсси Бьёрлинг осанка певца
Юсси Бьёрлинг

5. Стоим у стены и перед зеркалом. Пропевание тех же арпеджио у стены весьма полезно, помогает лучше почувствовать тело. Ступни нужно немного отодвинуть от стены, и больше всего опереться об нее нижней частью спины, поясницей. А в зеркало контролируем, чтобы не выдвигались челюсть и голова вперед (это часто бывает от чрезмерного давления дыханием). Следите, чтобы уши были на одной плоскости с плечами, а не перед ними. Кстати, работа по технике Александера помогает выровнять правильно тело. Можно посмотреть в Youtube видео записи певцов с прекрасной осанкой — Юсси Бьёрлинга (Jussi Bjorling) и Биргит Нильссон (Birgit Nilsson), например.

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять