Вокальная опора

Как дышать при пении?

 

Наверное, вы слышали такое выражение: «Искусство пения есть искусство дыхания». Действительно, правильное дыхание или опора — основа вокала. Одни из главных вопросов начинающего вокалиста: как дышать при пении, что такое опора и где ее искать?

Опора — это своеобразное ощущение, которое возникает у певца во время пения. Пожалуй, никакой другой аспект вокала не вызывает таких серьезных споров, разногласий и разницы мнений, как опора. Описывают и ощущают ее вокалисты по-разному. Рассмотрим, какие мнения есть у певцов и педагогов на сей счет.

Начнем с вздоха. В педагогической практике есть четкое разделение певческого дыхания на три группы: ключицами, ребрами+животом и просто животом. Намеренно упростим описание, чтобы не углубляться в разные термины. Итак, ключицами не советует дышать никто. Это поверхностное, вредное дыхание, дающее зажим шеи, плеч и гортани. Что касается ребер и живота, то часто встречается такое мнение: колоратурное сопрано дышит преимущественно ребрами, остальные голоса больше животом и нижними ребрами. Мужские голоса в силу своей конституции дышат наиболее глубоко, вниз живота. На самом деле, дышим мы конечно лёгкими. Всё дело в диафрагме — большой мышце, которая представляет собой перегородку между лёгкими и желудком (посмотрите на рисунок).

Она имеет вид купола. Когда вы набираете воздух, ваши лёгкие расширяются, давят на диафрагму, она расплющивается и давит на желудок и все органы ниже него, эти органы давят на живот изнутри, поэтому он выпячивается при вдохе. Вы, наверное, уже знаете, что в вокале очень большую роль играет воображение, оно помогает найти правильные певческие ощущения. Поэтому, чтобы набрать воздух правильно, представляйте, что набираете его вниз живота, нижние ребра при этом сами приподнимутся. Женщины вполне могут научиться такому дыханию после соответствующей тренировки. Если у вас лёгкий, высокий голос, вам может хватить и нижнереберного дыхания, для всех остальных голосов глубокое нижнереберно-диафрагматическое дыхание признано наиболее благоприятствующим пению. Чтобы почувствовать это дыхание, лягте на пол, положите стопку книг на область пупка и поднимайте её при вдохе. При этом плечи должны быть полностью расслаблены, грудь и ключицы не поднимаются, выпячивается живот и нижние ребра, полезно еще представить, что дыхание идет в поясницу. Старайтесь дышать глубоко, но не перебирать воздух чрезмерно. Для наработки правильного дыхания часть педагогов предлагают выполнять упражнения на дыхание без звука, другая часть говорит, что они бесполезны и только утомляют мышцы, а все нужные ощущения нарабатываются во время пения. Решать вам.

Предположим, вы определились, как теперь будете брать воздух. Это еще не всё. Вот тут многие неопытные вокалисты начинают всей силой своего пресса выталкивать воздух и «громко звучать». Представьте, вся громада воздуха с большой силой ударяет по связкам. Сопоставьте в уме размеры и силу вашего пресса и размеры голосовых связок. Это неравный бой. Связкам не справится с таким мощным потоком воздуха, это называется форсировкой, и это неправильное звукоизвлечение. Громкость достигается работой резонаторов, а не чрезмерным нажимом дыхания. Для пения нам нужно медленное и равномерное выдыхание и тонкая струйка воздуха, проходящая через голосовые связки. Здесь на помощь приходит диафрагма. Именно благодаря ней выполняются эти условия. Нужно научиться медленно расслаблять её, оставлять как бы в расплющенном состоянии при пении. Чтобы этого добиться, нужно после набора дыхания выполнить короткую задержку всех дыхательных движений на 1 секунду (в горле при этом ничего не происходит!). Далее, НЕ ОПУСКАЯ НИЖНИЕ РЕБРА, регулировать животом выходящий воздух. Надо сказать, что описывать словами процесс дыхания в вокале — дело сомнительное, такие вещи должен показывать и разъяснять педагог. Но если вы занимаетесь вокалом самостоятельно, вы должны очень тонко чувствовать свой организм, чтобы найти верные ощущения. Главное, чтобы вы смогли перенести всё напряжение с гортани на вашу диафрагму. Никаких усилий на уровне голосовых связок быть не должно. Только диафрагма принимает на себя лишний напор воздуха. Ваши рёбра должны оставаться приподнятыми при пении, чтобы они не давили на легкие и не выталкивали воздух напором на связки. Вот почему многие педагоги просят ученика ощутить спину. Если вы все сделаете правильно, будет казаться, что вы работаете спиной.  Есть так же выражение «пояс напряжения», которое тоже не противоречит такому дыханию. Ощущения могут быть описаны по разному: будто резиновый мячик в животе, на который вы давите, а он давит в ответ; «врастание» ногами в пол, ощущение, будто вас раздувает изнутри и пр. Есть и такое выражение – «парадоксальное дыхание». Оно так называется, потому что при выдохе вы как бы продолжаете вдыхать. Ваши ребра не опускаются. В повседневной жизни человек так не дышит. Именно поэтому сложно найти нужные ощущения, но при должном упорстве они обязательно найдутся. Главное – заниматься регулярно и правильно.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ссылкой с друзьями: