Cover-Postanovka-golosa
Техника вокала

Постановка голоса

Обретение вокальной техники

Известно, что выполнению любой работы нужно учиться, приобретать определенные навыки. Каждый человек, сталкиваясь в новой деятельностью, сначала испытывает неудобства и трудности (редко что-то получается сразу). Как говорил Станиславский:

«Трудное надо сделать привычным, привычное – легким, а легкое — приятным».

Так и с постановкой голоса. Когда человек проходит обучение вокалу, у него голова идет кругом от множества задач, которые надо выполнять одновременно. Проходит время, и появляется навык извлечения качественного звука, и многие задачи выполняются в автоматическом режиме. Тогда говорят, что голос «поставлен».

Постановка голоса вокалиста предполагает большую сложность – учащийся не видит своего инструмента. Мы не видим ни клавиш, ни мехов, ни смычка, ни деки, — все это «находится» внутри нас. Значит, действовать приходится на ощупь, вслепую. Поэтому в технике постановки голоса, как нигде, такое количество понятий, основанных на фантазии (яблоко во рту, дырка в голове, цветок перед носом, — чего только нет!). И поэтому же для начинающего вокалиста так важен контроль опытного слуха педагога и чуткий самоконтроль.

Другая сложность – четко увидеть, точнее, услышать результат. О вкусах, как говорится, не спорят, у каждого есть свои любимые певцы, свои кумиры, на которых они равняются и даже перенимают не только их достоинства, но и недостатки. Но есть и единый для всех эталон правильного пения.

Школы вокала

Часто можно услышать рассуждения о школах вокала. Говорят, что итальянская школа (подробнее о ней по ссылке) – бельканто – самая лучшая. В немецкой школе голос – всего лишь один из инструментов оркестра. В русской звук слишком открытый и т. д. В мире сотни тысяч педагогов по вокалу, каждый из них преподает по-своему. Есть миллионы певцов, и каждый поет по-своему, отстаивая свою вокальную технику. Почитайте книгу Л. Б. Дмитриева «Беседы с солистами Ла Скала» (можно найти в интернете). Там великие певцы рассказывают о том, как они поют, какими ощущениями руководствуются. Часто двое из них говорят совершенно противоположные вещи, при этом оба правильно поют. И это нормально, потому что каждый индивидуален и неповторим. Все же за то время, что люди поют, выработалась единая, определенная вокальная школа (хорошо, назовем ее итальянской, потому что родина оперы Италия, потому что много выдающихся педагогов оттуда, певцов и т. д.). Она имеет свой совершенно определенный эталон профессионального качественного оперного звучания.

В технике вокала есть отправные точки, которые были выделены поколениями певцов и педагогов, как полезные и ведущие к правильному звуку. Но любой вокальный постулат надо примерять на себя и адаптировать — вот еще одна сложность. Как ее преодолеть? Опять же, ориентируйтесь на звук. Постоянно слушайте хороших певцов, создайте у себя в голове тот самый эталон звука и стремитесь к нему. Если для вашего идеала вам нужно опустить гортань – опускайте, если надо добавить открытости звуку – добавляйте.

Как работать над вокальной техникой

Хороший пианист ежедневно уделяет много времени игре гамм и арпеджио, балерина обязательно много тренируется у станка, оттачивая одни и те же движения, художник постоянно делает эскизы и зарисовки. Постановка голоса вокалиста не может проходить без распевок-упражнений и вокализов.

Упражнения, какими бы скучными они не казались, всегда имеют своей целью выработку определенного технического навыка. Поэтому выполнение упражнения просто так, бездумно, ни к чему не приведет. Необходимо понимать, зачем вы поете каждое упражнение, какую цель преследуете.

Что касается вокализов, то еще итальянские педагоги и великие певцы говорили об их незаменимости. Ведь основой пения является тянущийся звук «а». Именно вокализы дают ровность голосу, легато, наполняют его вибрато и полетностью. Выбор вокализов огромен: Абт, Конконе, Ваккаи, Панофка, Зейдлер и др. — это имена композиторов, написавших проверенные временем и не одним поколением певцов вокализы.

Так же очень полезно пение произведений итальянских классиков: Скарлатти, Кариссими, Кальдара, Вивальди, Гендель и др. Их арии невероятно удобны для голоса и способствуют его настройке и развитию.

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять