Атака звука | Опера и вокал
Опера и вокал

Атака звука

Сегодня певцы и педагоги уделяют атаке звука не так много внимания, как раньше. Хоть это и важная составляющая качественного звука, чаще всего певцы, не задумываясь, пользуются той атакой, которую усвоили в годы обучения. Тем не менее, этот вопрос заслуживает внимания.

Атака звука — это самое начало гласного звука, от которого зависит качество всей фразы, запас дыхания и эмиссия (см. ниже). Если фраза начинается с согласного, то сама природа согласного помогает «зацепить» дыхание. А если первое слово начинается с гласного, то здесь важна атака. (Опять же: гласные — река, согласные — берега). Этому элементу вокальной техники надо уделять внимание прежде всего при пении вокализов, особенно начинающими певцами.

Эмиссия звука — важная характеристика голоса певца, напрямую связанная с тембром. Это интенсивность и плотность звучания голоса на единицу времени, которые должны быть равномерны и однородны. В идеале звук должен получаться чистым и ровным, но густым.

Виды атаки звука

В разных школах по-разному подходят к классификации атаки. В целом, она зависит от того, начинается ли выдох до, во время или после смыкания связок. Атака бывает мягкой, придыхательной и твердой.

Атака звука

Придыхательная атака предполагает, что певец перед подачей звука уже начал выдыхать. В этом случае звук как бы садится на поток воздуха, но становится свистящим или даже сиплым и надтреснутым, а дыхание быстро расходуется или, как говорят, происходит утечка воздуха. Кроме того, от такой атаки искажается гласная, так как перед ней все время слышится придыхательный согласный «х», а это большой дефект. Такой звук можно использовать для выразительного эффекта, когда это необходимо, но не увлекаться им, так как он достаточно вялый, инертный, тусклый и будто завуалированный. Слишком вялая атака звука бывает от вялости связок (физиологические причины — вегето-сосудистая дистония, упадок сил, индивидуальные особенности и пр.), от вялости дыхания, отсутствия певческой опоры.

Другая крайность — жесткая атака. Происходит она от удара воздухом о связки, вызывая напряжение в горле. В этом случае сначала происходит смыкание связок, а потом подача воздуха. Долго так петь невозможно и вредно, так как быстро наступает утомление. Такая атака похожа на кашель и дает слишком металлический твердый звук, отталкивающий слушателя. Часто такую атаку называют «coup de glotte» или «colpo di glottide«, что означает «удар глоткой». Очень редко такой прием может быть использован для драматического эффекта.

И все же для успешной атаки звука нужно, чтобы начало выдоха и подача звука осуществлялись ОДНОВРЕМЕННО. Это и есть мягкая атака. И именно она происходит при пении фраз, начинающихся с согласного. Поэтому упражнения часто поются не на «А«, а на «Ма» и другие слоги.

Конечно, певец должен уметь владеть всеми тремя видами атак, используя при этом преимущественно мягкую. Но твердая и придыхательная нужны для художественных эффектов. В то же время, педагог может рекомендовать ученику временно (!) использовать твердую атаку для корректировки придыхания в начале фраз, или использовать придыхание для исправления привычки к твердой атаке, так как она в итоге не только вредна, но и форсирует голос. После исправления недостатка, начнет вырабатываться правильная мягкая атака звука.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять