Cover-pianist-dlja-vokalista
Обучение вокалу

Концертмейстер

В обучении вокалу первую роль играет, конечно, педагог по вокалу. Именно он, что называется, «ставит» голос, учит технике пения. Но в любом образовательном учреждении, будь то консерватория или музыкальный колледж, в классе любого вокального педагога сидит еще и концертмейстер. Если просто — это пианист, который аккомпанирует вокалисту. Но не так все просто…

Концертмейстеры бывают разные, лучшие из них ценятся на вес золота. Опытные оперные певцы немало стараются, чтобы заполучить первоклассного аккомпаниатора. И дело здесь не только в заботе о том, чтобы хорошо прошел их концерт, например, камерной музыки под рояль. Самое главное — работа за кулисами. Говорят, что Мария Каллас специально искала себе концертмейстера с терпением ангела, чтобы снова и снова, по сто раз проходить один и тот же пассаж… Но это касается опытных певцов.

Для неопытного вокалиста, который уже умеет кое-что и кое-как петь, крайне важно скорее начать заниматься с хорошим концертмейстером, чтобы проходить с ним арии и романсы. Именно концертмейстер «выстроит» произведение, поработает над фразировкой, расставит акценты, научит мыслить произведение, как единое целое с подъемами, спадами и  кульминацией, укажет на тончайшие оттенки и многое другое. Поэтому хороший концертмейстер важен как для опытных певцов, так и для начинающих.

В процессе своей творческой деятельности любой певец может столкнуться с разными концертмейстерами. Итак, какими они могут быть?

Концертмейстер-пианист. Как правило, музыкально точен, хорошо играет с листа. Обычно все пианисты в процессе обучения посещают концертмейстерский класс, поэтому с работой с вокалистом они знакомы в большей или меньшей мере. Насколько хороший концертмейстер получится из пианиста в дальнейшем зависит от многих факторов, включая желание самого пианиста, его упорство, талант, его педагог и т. д.

Концертмейстер-студент. Здесь все индивидуально. Есть такие студенты-пианисты, которые заткнут за пояс многих вокальных концертмейстеров и саккомпанируют вам романс Рахманинова с листа… Как вы понимаете, встретить такого — дело случая и везение. Чаще всего, студент сможет сыграть не особенно сложный романс или арию без проблем, но если вы берете себе концертмейстера-студента, учтите, что «вести» должны вы. То есть, вести всегда должны вы, но со студентом особенно. Кстати, есть такая работа — вокальный иллюстратор. Это работа заключается в том, что вы присутствуете на уроках в концертмейстерском классе и отрабатываете со студентом-пианистом вокальные произведения под чутким руководством его педагога.

Концертмейстер-педагог. В статье про обучение вокалу, мы уже говорили о том, что и концертмейстер может быть педагогом по вокалу. Некоторые из них имеют чуткий вокальный слух, который в совокупности с опытом концертмейстерской работы в классе какого-нибудь хорошего вокального педагога-певца, дает им возможность научить петь. Такие случаи действительно встречаются нередко.

Кстати, педагог, играющий на фортепиано, это тоже всегда хорошо, он может заменить концертмейстера в его отсутствие, но не может заменить его вовсе. Основное внимание педагога должно быть направлено на звучание голоса студента, при игре на рояле внимание все равно несколько рассеивается, и какие-то детали ускользнут. Все-таки концертмейстер-педагог еще и пианист, он играет больше и дольше, чем любой вокалист, а потому скорее сосредоточит внимание на звучании голоса студента.

Наконец, концертмейстер-концертмейстер-пианист (пишем еще «пианист» потому что хороший концертмейстер не может быть плохим пианистом). Если пианист посвятил себя концертмейстерскому делу и проработал с вокалистами не один десяток лет, то цены ему нет. В заключении нашего разговора, мы очень рекомендуем вам прочитать книгу о выдающемся концертмейстере Софье Борисовне Вакман: Серова, Часовитин «С. Б. Вакман: с любовью» (СПб, 2012 год). Благодаря этой книге вы прочувствуете, что такое Концертмейстер с большой буквы. Приводим отрывок из книги:

«… артисты, не занятые в какой-то момент на сцене, толпой собирались за кулисами и с упоением слушали, — нет, не певца! — а, прежде всего, аккомпанемент выдающейся пианистки. А послушать было что… Волевой, поистине дирижерский ритм, заставлявший любого солиста подчиниться художественной логике, техническая безупречность и свобода, умение заставить разнообразно и ярко звучать даже самый неважный по качеству рояль (а нередко и пианино!) — все эти качества делали аккомпанемент даже самого несложно романса истинным звуковым шедевром…»

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять