Cover-Vysokie-noty

Как петь высокие ноты?

Ноты верхнего регистра

Этот вопрос является для некоторых начинающих вокалистов самым главным: хочется петь оперные арии, в которых есть ля, си второй октавы, а в арсенале только фа второй. Но чтобы научиться петь выше, нужно терпение. Если сразу начать «набивать верхушки», можно сорвать голос. В начале обучения нужно сконцентрироваться на формировании середины диапазона. Только в быстрых упражнениях, в проходящих пассажах можно задевать верхние ноты, не держа их.

Главное – сформировать центр голоса. Центр – это наиболее удобно звучащая середина диапазона, не требующая от вас особых усилий. Середина должна быть доработана до состояния ровной гаммы, спетой единым приятным тембром, с резонансом, плавно, без толчков. Именно такого подхода придерживался великий русский композитор М. И. Глинка, который сам прекрасно пел и воспитал блистательных певцов.

После формирования центра можно понемногу раздвигать границы диапазона вниз и вверх. Обязательно учитывайте свой тип голоса. В разделе по подбору репертуара есть таблицы с границами диапазонов для каждого голоса. Помните о постепенности, не поддавайтесь соблазну быстро разработать верхние ноты, чтобы голос не потерял свою свежесть и яркость.

В техническом плане перед ходом наверх нельзя суетиться. Если вы будете излишне волноваться, запрете себе дыхание, зажмете горло, и ничего не выйдет. Наоборот, вдохните хорошо, расслабьте мышцы шеи, раскройте рот и выпустите (не выдавите!) верхнюю ноту. При этом не забывайте о хорошей опоре. Здесь очень важно поймать нужный баланс: не пережать, чтобы не форсировать, но и не не дожать, иначе нота будет детонированная (ниже, чем надо), дребезжащая, на горле и сорвется. Баланс придет со временем. Кстати, самое сложное – петь верхнюю ноту на piano. Для этого нужно уметь мастерски управлять дыханием и, как ни странно, держать его еще крепче, чем на forte.

Кстати, есть такая схема, в которой показано, где по ощущениям должны находится разные ноты диапазона у тенора или сопрано:

Ноты верхнего регистра

Сколько нужно времени, чтобы петь высоко?

Здесь все индивидуально, но есть приятная особенность. Часто верхние ноты в процессе обучения развиваются сами. То есть студенты просто продолжают заниматься вокалом в своем диапазоне, слегка задевая верха в распевках. Когда же педагог предлагает арии повыше, у них вдруг получается брать те ноты, которых они еще не брали. Происходит это потому, что создаются благоприятные условия: голос свободен, резонирует, дыхание крепкое, — так отчего бы не взять ноту выше?

Есть педагоги, которые говорят, что верхние ноты нужно раскричать, а если не ходить наверх, то верхних нот никогда и не будет. Но лучше все-таки придерживаться золотой середины, а именно: постепенно раздвигать границы диапазона, не травмируя голос излишними и долгими упражнениями в верхнем регистре. То есть упражнения с нотами верхнего регистра должны присутствовать, но не утомлять голос до хрипоты.

Значение верхних нот

Высокие ноты – это не просто голос, это особое психическое состояние. Это адреналин, если хотите. Послушайте теноров, поющих верхнее ДО. Это ведь производит неизгладимое впечатление! Почему многие так ценят и ждут эти верхние ноты? Да потому что это производит эффект чего-то неземного, перехватывающего дыхание. А теперь представьте сомневающегося студента, пробующего взять, скажем, СИ. Вот он стоит вялый, грустный, боится, думает, получится или нет… Споет он СИ? Маловероятно…

Но все же главное в произведении – донести идею, смысл до зрителя. Если вы всю арию готовитесь только к финальной верхней ноте, чтобы показать голос, то это называется «звучкодуйство». Это же справедливо и для вставных нот, которые композитор не прописал в партитуре. Все должно быть оправдано, не преследуйте цель произвести впечатление на слушателя.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять