Cover-Strax-sceny

Страх сцены

Страх выступления

Почему сцена вызывает такое волнение, а зачастую и непреодолимый страх у певца, особенно начинающего? Каждый выходящий на сцену человек сталкивается с этим в большей или меньшей степени. На самом деле это чрезвычайная ситуация для нервной системы. При выступлении на публике в кровь выделяется адреналин, руки холодеют, сохнет во рту, потеют ладони, у некоторых даже ноги подкашиваются. Все это относится к простой боязни сцены, то есть страху публичного выступления.

В этом случае на помощь придет только опыт и практика, а так же хорошая подготовка к выступлению. Чем чаще вы будете выходить на сцену, тем лучше. Со временем вы заметите, что научились владеть собой в условиях концерта и начнете получать удовольствие от процесса.

Есть более сложные  случаи, когда человек совершенно не может владеть собой и находится в полуобморочном состоянии перед выходом к зрителям. Кстати, такое было и среди прославленных артистов. Совет здесь — обратиться к специалистам, начиная с врачей и заканчивая курсами сценического движения и тренингами для ораторов.

Чего боятся вокалисты

Теперь о том, что касается именно певцов. Из-за каких причин возникает боязнь выступлений?

Среди них могут быть страхи:

  • сфальшивить на сцене;
  • не взять верхнюю ноту или пустить петуха;
  • забыть слова;
  • снять с дыхания, посадить звук на горло и других технических ошибок.

Это самые распространенные случаи. И прежде, чем их разобрать, поговорим о двух наиважнейших обстоятельствах. Первое. Студент-вокалист обычно занимается в определенном помещении, к которому он уже привык. Он знает все узоры на стене перед ним, его уши не напрягаются, ловя резонанс звука, он не ищет, где лучше слышно. Так вот первая сложность участия в концерте — это место проведения концерта.

Певица перед зрителями
Незнакомый зал сам по себе стресс

Далеко не все залы приспособлены для академического вокала, то есть для пения своими природными средствами без микрофона и усилителей. Залы могут быть очень большими, например, актовые залы дворцов культуры, домов офицеров и т. д. Стулья в зале обычно обиты мягкой тканью, над сценой висит большой многослойный занавес, проще говоря, вас будут окружать предметы, поглощающие звук. Но это конечно не причина отказываться от выступления. Однако следует настоять на проведении репетиции в зале, чтобы хоть немного привыкнуть к акустике и осмотреться. Со временем и опытом вам будет достаточно пары минут, чтобы найти резонансную точку в любом зале, то есть точку, из которой вас будет лучше слышно.

И второе обстоятельство. НИКОГДА НЕ ВЫНОСИТЕ НА ПУБЛИКУ «СЫРЫЕ» ПРОИЗВЕДЕНИЯ! Вы и так перед выступлением будете волноваться, так зачем же уменьшать свои шансы, исполняя не впетые, не выученные как следует, сложные для вас вещи? Пусть романс и ария будут легкими, недлинными, но если вы будете на 200% в них уверены, то можно считать, что половина дела сделана.

Фальшивое пение

Сфальшивить иногда может любой вокалист. Если у вас хороший слух, и вы иногда смотрите телевизор, то можете наблюдать, как на первых каналах страны известные певцы иногда промахиваются, исполняя песню вживую. И это видят и слышат миллионы зрителей. Так чего вам переживать? Конечно, сейчас речь идет не о явном пении мимо нот, а о немного неточном интонировании. Оно случается. Просто старайтесь проработать все сложные для вас моменты в произведении на этапе его подготовки. Поищите поддержку в аккомпанементе, а гармонии. На худой конец попросите концертмейстера подыграть вам вокальную строчку в сложном моменте. Это непрофессионально, но для первого раза вполне допустимо.

Пустить петуха

Боязнь не взять верхнюю ноту из того же разряда: не уверены — не берите. Тем более, что часто в ариях верхние ноты вставные, то есть композитор их не предполагал. Но есть случаи, например, конкурсы, в которых слушатели или жюри будут ждать, скажем, ми-бемоль в арии Виолетты из «Травиаты», потому что такова традиция. В этом случае опять же хорошо отрепетируйте арию. Если у вас на каждом уроке по несколько раз получается спеть верхнюю ноту, то это просто пустые страхи, вы споете ее и на выступлении. Главное — не суетитесь перед ответственным моментом. Убедите себя, что споете, ведь на уроке получалось.

Слова арии

Страх забыть слова это пустая навязчивая мысль. Пустая потому, что когда вы учите вокальное произведение, у вас в мозгу формируется неразрывная связь музыки с текстом. Они как бы склеены между собой. Вы помните мелодию — слова САМИ приходят на ум. Вот почему певцы, которые не пели какую-то из своих партий лет 20, могут легко ее вспомнить. И связь эта разрывается только тогда, когда вас что-то сильно поразило или отвлекло во время выступления. Елена Образцова в одном интервью рассказывала, что на одном спектакле «Кармен» ей достался такой красивый Эскамильо, что она в 4 акте забыла слова и пела какую-то абракадабру. Никогда не бойтесь забыть слова, потому что вы всегда можете их СОЧИНИТЬ. Это совсем не трудно. А на иностранном языке тем более просто: мало кто поймет.

Техническое несовершенство

И, наконец, страхи, связанные с техникой. Чтобы не снимать с дыхания и не сажать на горло просто делайте все как на уроке, учитесь владеть собой. В любом случае это придет с опытом. Выйдя на сцену, начните с малого — встаньте ровно, на обе ноги, выпрямите спину. Возьмите дыхание… К вам придет уверенность, и вы сделаете все как надо.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять