Как научиться петь у птиц? Часть 2. Практика.
Итак, у птиц мы можем перенять метод обучения вокалу. Он состоит из нескольких этапов.
- Разделяем компоненты целого. Сначала отдельно много раз проговариваем текст до автоматизма. Потом простукиваем ритм до автоматизма. Затем наигрываем мелодию на фортепиано. Цель в том, чтобы в дальнейшем мозг не задумывался о тексте, мелодии и ритме, так как все будет на автомате.
- Не пойте! Услышьте все в голове. Ваш голос требует этого шага — мысленного представления, как это должно звучать. Это дает определенность. Нет смысла брать сырую каденцию и пытаться «впихивать» ее в голос, так как голос просто не понимает, чего от него хотят. Потратьте время на размышление. Даже во время пения мысль наперед сделает фразу лучше.
- Теперь пойте и записывайте себя на диктофон для контроля. Петь надо маленькими фрагментами: сначала мелодия на гласную, потом с текстом. Транспонируйте фрагменты вниз и наверх, чтобы дальше свободно преодолеть регистры, скачки. Та же сложная фраза, но на другой высоте получится легче, в итоге сгладятся переходы. Пойте и записывайте, а потом слушайте много раз. Играйте с тембром и окраской звука, и снова обязательно слушайте результат. Это даст больше успехов, чем просто пропевание с нотами в руках. Кстати, как можно раньше уходите от пения с нотами. На первом этапе мы уже выучили все, что было нужно. Пусть ваш зрительный мозг займется визуализацией: представьте себя в образе или, еще лучше, на сцене театра. Печатные ноты в руках — это ложный помощник, не смотрите в них. Главное, на что должен ориентироваться певец — ощущения, потом слух. А зрительный раздражитель в виде нот забирает на себя все внимание.
- Не ругайте себя. Лучше найдите то, что получилось на записи, и похвалите. Проанализируйте, почему это получилось лучше. Похвала и положительные эмоции увеличивают дофамин, который укрепляет связи между нейронами (и у птиц, кстати, тоже). Таким образом, вы быстрее наладите новые нейронные связи, то есть быстрее научитесь, имея положительный опыт, а не вечную самокритику.
- Поиграйтесь с эмоциями. Раз уж мы идем другим путем, не традиционным, то позвольте себе побыть ребенком. Спойте одну и ту же вещь с разными эмоциями. Например, «La donna e mobile» пойте сначала с беспечностью, потом наоборот, страдая от этого факта, что женщины непостоянны, потом с желанием и страстью, потом угрожающе, как нравоучение. Пение с противоположной тексту эмоцией внезапно поможет спеть трудные фрагменты. Вы даже найдете новое звучание в таких экспериментах.
- Вне занятий, лежа в постели перед сном, в транспорте или где угодно, практикуйтесь в уме. На самом деле это дает результаты, как реальная практика. Только четко представляйте, как вы звучите, что за сцена происходит, где вы, с кем и т. д.
- Отдохните. Да, трудно себя заставить прервать любимое занятие, но это необходимо. Надо дать мозгу время на обработку и сортировку информации и проделанной работы. Делайте перерывы в пении, не практикуйтесь каждый день. Регулируйте интенсивность.
Что насчет колоратуры?
Что ж, человеческий голос, как и птичий, любит узоры и фиоритуры. Чтобы получить бесконечные колоратуры, впевайте фрагментами. Переставляйте их местами. Например (Гендель «Rejoice»):
Любую колоратуру можно разделить минимум двумя способами. Прямо в нотах карандашом поставьте разделители и пойте фрагментами. Дальше работайте как пианисты: пойте с пунктирным ритмом, потом ровно, потом транспонируя вверх и вниз, записывая на диктофон. Вскоре вы намертво запечатлеете в мозге казавшуюся сложной арию.
Ну что, готовы к эксперименту?
На самом деле, такой метод выучки арии многие не примут. Это даже может показаться утомительным, если воспринимать процесс не играя, как ребенок, а как серьезный взрослый. Многие певцы тяготятся выучкой по частям, им хочется спеть всю песню сразу. Человек нетерпелив, он хочет все и сразу. Ирония в том, что вышеописанный процесс быстрее приведет к качественно выученному произведению. И еще вы сэкономите время на переучивание. В общем, если вы застряли в технических дебрях, и вам не помогают серьезные труды, дайте своей душе развернуться и поиграйтесь с музыкой, как ребенок, как птица.
По материалам Хайди Мосс (h e i d i m o s s . o r g)