Согласные звуки в пении | Опера и вокал
Опера и вокал

Согласные звуки в пении

Многие певцы разделяют мнение, что легче спеть мелодию на один гласный звук, просто вокализом, чем спеть полноценно со словами. С добавлением согласных начинаются проблемы: страдает легато, интонация, появляются сложности в пении интервалов, устает горло. Если это и ваша проблема, попробуем найти решение. Здесь несколько советов, которые можно опробовать и подобрать что-то для себя.

  1. Пение — царство гласных

Любая нота в своей основе имеет гласный звук. Следовательно, мелодия — это ровный, плавный поток гласных. Именно так надо представлять себе музыкальную фразу при разучивании арии, как поток гласных, а не слов с согласными. Для начала можно практиковаться без пения. Попробуйте говорить, как драматический актер старой школы: растяжно, звучно, в маске и свободно. Потом спойте ту же фразу. Раньше актеров было прекрасно слышно на последнем ряду без микрофонов. Резонанс в теле и сосредоточенность на звучании гласных несли весь текст в зал. Можно повпевать произведение какое-то время только на гласные. Допустим, текст такой: «Di Provenza il mar, il suol — chi dal cor ti cancello?» Значит, поём: «И-О-Э-АИ-А-И-УО-И-А-О-И-А-Э-О». После возвращения к изначальному тексту, петь станет на порядок легче.Дикция в пении согласных

  1. Продолжительность согласных

Второй принцип происходит из первого. Если вы «думаете» гласными, то согласные звуки будут очень короткими и четкими. Часто проблема состоит в том, что вокалист запинается о каждый согласный. Это может происходить от похвального стремления к четкой дикции (но в этом случае певец пытается достигнуть ее через напряжение). Действительно, можно позволить себе кое-где распеть «М» или «Н», или по художественным причинам утрировать согласные, но в остальном согласные, даже двойные итальянские, не должны идти от напряжения. Цель в том, чтобы они были энергичными, не вялыми, но не зажатыми, так как это может привести к перенапряжению губ, языка, челюсти и гортани.

  1. Челюсть

Не секрет, что при пении надо открывать рот достаточно для того, чтобы звук беспрепятственно выходил, но перебор в опускании челюсти, особенно в середине диапазона, отразится на дикции. Произносить хорошо можно и не разевая рот. Есть упражнение: пропеть любую фразу в середине диапазона, сохраняя расстояние между зубами не больше одного пальца.

  1. Четкие согласные идут от опоры

И опять мы подходим к вопросу дыхания. На нем держится все. Поток воздуха на долю секунды опережает рождение звука, этот же принцип применим и в формировании согласных. Не надо думать о согласных, как о результате работы рта, языка и губ. Это только создает путаницу: гласные от дыхания, а согласные во рту. Лучше прочувствуйте, как согласные нанизываются на поток дыхания, не прерывая его.

  1. Думайте, что каждый слог начинается с гласной

Конечно, по правилам слогоделения многие слоги начинаются с согласных. Многие певцы по своей неопытности, начиная пение с согласной, уже напрягают язык и горло. Обратите внимание, что в произведениях в неудобных местах можно впеть фразу, начиная с гласного, а потом уже только добавить согласный. Это же можно сделать и на неудобном интервале. Когда вы думаете, что начинаете с гласного, вы находитесь в потоке воздуха и на хорошим дыхании. Поэтому, начинаем: «Issi d’arte…», «О день грядущий мне готовит…».

Произношение в пении

  1. Не меняйте гласный из-за согласного

Это один из самых сложных принципов. Мы не должны слышать изменения в качестве гласного, предчувствуя, что дальше будет согласный. Пример для наглядности: в ариозо Иоланты есть подход на ля второй октавы: «Слышу тАм, где поет соловей…» Очень часто у сопрано страдает нота ля оттого, что после ноты ля на «ТА» надо спеть «МГДе». Согласные вставляют раньше времени или вообще зажимают «М» уже на ля, что само по себе ужасно неудобно. Еще сложнее спеть верхнюю ноту, начинающуюся с согласного. Если внимательно прислушаться, последующий гласный приобретает свою чистоту через доли секунды. не «vin-CE-ro», а «Вин-ЧИЙЭ-ро». То есть гласный по сути фокусируется уже к концу ноты.

  1. Согласные присоединять к следующим согласным

Это часто встречающийся обидный недочет: БРАт поется как БЫРАТ, БОРАТ и т. п. Б и Р в этом случае должны стать как бы одним звуком. Полезно и такое упражнение: все согласные приклеивать к последующему слогу. В статье о немецком языке мы уже говорили о таком принципе. В языках с обилием согласных такая практика особенно помогает.

Flüsternd schlanke Wipfel rauschen
In des Mondes Licht…

Укладывается так:

Флю-стэ-рнтшла-нкэ ви-пфэ-льрау-шен и-ндэ-смо-ндэ-слихьт…

P. S. Нюанс в быстром темпе.

Есть арии, которые исполняются в довольно быстром темпе и требуют почти скороговорки (Фигаро, Фарлаф и пр.) Здесь уже речи не может идти об усиленной работе челюсти, об утрировании каждого согласного, иначе можно просто застрять на половине фразы. Наоборот, в таких случаях дикция должна быть очень близкая, полетная и легкая. Можно представить, что она находится буквально на краю губ.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять