Штраус оперетта
Другие вокальные жанры

Мир оперетты (часть 2)

Золотой век венской оперетты

Итак, главный основоположник оперетты Жак Оффенбах не только дал жизнь новому жанру, но и позаботился о его распространении по континенту. В 1861 году он поставил некоторые из своих сочинений в венском «Карл-театре». Жанр настолько полюбился венцам, что оперетта стала буквально признаком новой эпохи в Австрии.

Когда мы говорим о Венской оперетте, то первым на ум приходит имя Иоганн Штраус II (его портрет выше). К 1866 году он уже был признанным «Королем вальса» (кстати, в этом году был написан знаменитый вальс «На прекрасном голубом Дунае»). В 1871 году Штраус-сын по совету Оффенбаха пишет оперетту «Индиго и сорок разбойников». Всего же композитор сочинит 15 оперетт, включая незабвенную «Летучую мышь» (1874) – самую исполняемую в мире. В 1885 году выйдет на сцену «Цыганский барон». Надо ли говорить, какой успех у публики имели оперетты Штрауса? Театр «Ан дер Вин» собирал полные залы, и зрители постоянно бисировали номера.

Вальс из «Летучей мыши» (фрагмент)

Но не Штраусом единым жила Венская оперетта. Вот Франц фон Зуппе, австрийский композитор, дирижер, и, что интересно, дальний родственник Гаэтано Доницетти:

Композитор Франц фон Зуппе
Франц фон Зуппе

Фон Зуппе написал три десятка оперетт. Вместе со Штраусом их можно назвать композиторами золотого века Венской оперетты. В родословной фон Зуппе, чье настоящее имя Франческо Эцекьеле Эрменеджильдо, кавалер Зуппе-Демелли, смешались бельгийская, австрийская и итальянская кровь. После переезда в Вену композитор несколько сократил свое имя и сделал его более немецким. Среди его работ наиболее известны «Боккаччо», «Прекрасная Галатея» и «Фатиница».

Еще один классик венской оперетты – Карл Целлер. Начал сочинять оперетты с 1876 года, две из них надолго остались в памяти зрителей — «Продавец птиц» (1891) и «Мартин-рудокоп» (1894).

Серебряный век венской оперетты

Композитор Франц Легар
Франц Легар

Время неумолимо шло, и на смену Золотому веку оперетты в Вене пришел Серебряный век во главе с Францем Легаром. Его называют наследником традиций старой Вены, новатором, поднявшим жанр оперетты на невиданный доселе уровень, и просто ведущим композитором музыкального театра первой половины XX века.

Легар родился в австро-венгерском городе Коморн. В семье общались на венгерском, хотя среди предков Легаров были и немцы, и венгры, и славяне. Такое происхождение и проживание в городе со смешением культур окружило будущего композитора яркими музыкальными впечатлениями, фольклором, национальным колоритом, который потом проявится в его творениях.

Всего Легар напишет более 20 оперетт, среди которых на первом месте всегда будет «Веселая вдова», а также популярные и полюбившиеся «Граф Люксембург», «Цыганская любовь», «Паганини», «Страна улыбок», «Джудита» и др. Можно сказать, что Легар вдохнул новую жизнь в Венскую оперетту, сделав глубже ее содержание, психологически тонко проработав своих персонажей.

Вальс из «Веселой вдовы» (фрагмент)

Вместе с Легаром Вена открыла для себя и другие новые имена. Оскар Штраус, однофамилец Короля вальсов (правда, на немецком их фамилии пишутся по-разному), стал сочинять оперетты в 1904 году. Его первое творение «Весёлые нибелунги» было пародией на оперу Вагнера.

Представителем неовенской оперетты так же считают Эдмунда Эйслера. Этот композитор взялся за написание музыки для оперы «Ведьмино зеркало». Однако, дирекция Венской оперы отказалась ставить произведение, потому что сочла музыку Эйслера слишком простой. Композитор не растерялся. Он превратил свою неудачную оперу в оперетту «Брат Штраубингер», премьера которой феерично прошла в 1903 году. За этим последовало еще 60 оперетт, среди которых особо известны «Золотых дел мастерица» (1927) и «Венская музыка» (1947).

Главное имя венгерской оперетты

Разумеется, это Имре Кальман. Наверное, наряду с Оффенбахом, Штраусом и Легаром это знаковый композитор для жанра оперетты. У Кальмана был друг Виктор Якоби, ни много ни мало классик венгерской оперетты. Его перу принадлежат «Ярмарка невест» (1911) и «Сибилла» (1914).  Именно он посоветовал Кальману попробовать свои силы в этом жанре. И действительно, публике полюбились оперетты Кальмана, начиная с самой первой («Осенние манёвры»).

Имре Кальман
Имре Кальман

Дальше-больше: «Королева чардаша» (она же «Сильва»), «Баядера», «Принцесса цирка» (она же «Мистер Икс»), «Фиалка Монмартра» (кстати, на тот же сюжет из «Богемы» Мюрже, что и у Пуччини), «Марица». Всего 20 оперетт.

Фрагмент из Увертюры «Королевы чардаша»

Жизнь Кальмана нельзя назвать легкой. В 30-ых годах композитору напомнили о том, что его отец еврей, но поскольку его музыка очень нравилась Гитлеру, Кальману предложили статус почетного арийца. Он отказался и уехал со своей семьей в Швейцарию, а затем во Францию и США. Надо ли говорить, что оперетты Кальмана были долго запрещены к постановкам в подконтрольных Германии территориях. Но время все расставило по своим местам, и композитор Имре Кальман и его музыка до сих пор любимы и почитаемы во всем мире.

Продолжение следует…

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять